УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ

ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ

Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях?

В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология — это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшие собратья», живот­ные и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцирование). Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пы­тается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сокра­та: «Что есть благо?»

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетво­рения его потребностей. В этой связи человек оценива­ет факты своей жизни по их значимости, реализует цен­ностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него опре­деленную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совер­шенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Слово «ценность» было хорошо известно уже древ­ним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разо-

бравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далекo не сразу осознал свое собственное, выделенное по­ложение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как иде­ал. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в антич­ности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Мож­но сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас ин­тересуют ценности человека.

В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление име­ет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к исти­не затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Ис­тиной занимается рассудок, а ценностью, так посчита­ли последователи Канта, разум, точнее, разумная во­ля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности.

Философские направления XX века выдвигают про­блему ценностей на первый план. Феноменологи, гер­меневтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, надо пола­гать, уже хорошо знаком с методами современной фи-

лософии, поэтому не будем вновь их описывать. Важ­но, что во всех современных философских направлени­ях ценность понимается одинаково по крайней мере в од­ном отношении.

Ценность — это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Цен­ность — это интерпретация, в которой субъект вы­ражает свои предпочтения. Отметим еще раз, харак­тер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик гер­меневтическую и т.д.

Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между исти­ной и заблуждением, прекрасным и безобразным, до­брым и злым. Допустим, некто увлекается собирани­ем почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмо­риста, один от хохота сползает со стула, другой возму­щается, третий спокойно засыпает (именно для по­следнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, оста­лись равнодушны к его юмореске о трех- и пятирубле­вых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

Как измеряют ценности?

Несмотря на то, что не существует прибора, кото­рый измерял бы ценности, их измеряют и вполне ус-

пешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характерис­тикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глу­бокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следо­вательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он то­же умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удов­летворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.

Приведем пример из эстетики, теории искусства. Вве­дем шкалу эстетических ценностей.

Лингвистические переменные всегда можно сопо­ставить с числовой осью, состоящей из малых или больших единиц измере­ния. Так, в товарно-де­нежном хозяйстве цены детализируются вплоть до копейки. С другой сто­роны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачте­но — не зачтено, пре­красное — безобразное, плохое — хорошее, доб­рое — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам про­цесс интерпретации.

 

 

В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между чело­веком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценно­сти и ее оценка? Часть ценностей человек приобрета­ет по наследству от тех традиций, в которые он чудес­ным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые цен­ности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сде­лать так, будет следующее), свою чувственность (это вы­зывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интер­претация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.

Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель

В человеке все едино, невозможно абсолютно раз­вести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку че­ловек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая во­лосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут­верждения присущих ему ценностей.

Итак, все или почти все компоненты духовного ми­ра человека являются знаками его, человека, ценнос­тей. Это не противоречит тому, что некоторые ценно­сти могут вытесняться в сферу бессознательного, продолжая существовать в неявном виде.

Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешними раздражителями, проводят различие меж­ду чувствами и эмоциями. Как правило, имеется в виду, что чувства ориентированы на сам раздражи­тель и не содержат ценностные компоненты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их ценностном богатстве. Радость, любование, восхищение, преклоне­ние — это все эмоции. Часто называют удовольствие, радость, восторг, любовь (и т.п.) положительными эмо­циями, а боязнь, испуг, страх, ненависть, горе — от­рицательными. На эмоции человека сложнейшее вли­яние оказывает весь опыт его жизни. Известны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть че­ловека. Что касается понятия чувств, то это представ­ление об эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде, напрочь лишенном эмоционального начала, чувства, думается, не существуют.

Среди разнообразных ценностных форм психики че­ловека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентации человека непрехо­дящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно положительного. Вере предшествует сомне­ние, которое переводится в веру в результате философ­ского анализа. Религиозная вера часто рассматривает-

ся как результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании. Для философа К. Ясперса философская вера — результат философствования. Вряд ли найдет­ся философ, который не согласится с Ясперсом.

Великий Декарт также был вполне последова­тельным, когда рассматривал приверженность фило­софов к сомнению как необходимую черту успешного философствования. Прежде чем повторить слова М. Лю­тера «Я здесь стою и не могу иначе», философу необ­ходимо провести определенную работу, прийти к убеж­дению. Сначала сомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и наконец убеждение, новая вера.

Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в высшей ее отметке мы находим идеал. Человек в си­лу своего воображения создает образ желаемого буду­щего. Он осуществляет целеполагание. Цель — это пред­восхищение результата социального действия. Идеал — это высшая ценность и ей соответствующая цель.

Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного будущего. Далеко не всегда идеал сводится к примату конечной цели. Примат конкретной конеч­ной цели, если она находится в туманном будущем,— путь к утопизму, о судьбе которого написаны и еще бу­дут написаны тома. Мир утописта всегда беден фило­софствованием, а потому наполнен забвением одних цен­ностей и необоснованным «выпячиванием» других. Одни утописты признают примат свободы, другие не ви­дят ничего, кроме справедливости, третьи признают ис­ключительно общественную собственность, четвертые, напротив, насаждают везде частную собственность. Идеалы — это высшие ценности.

Таким образом, идеалотворчество, если оно осуще­ствляется недостаточно ответственно, приводит к уто­пиям, превращается в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество — непременное основание достиже­ний человека. Интересно, где было бы сейчас челове­чество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчества необходима разви­тая, современная философия.

Идеалов много, их по-разному классифицируют. Что касается современного гуманизма, то он ориентирует­ся на такие ценности-идеалы, как свобода, справедли­вость, демократия, ответственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономически оправданная пла­нетарная общность людей. Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: челове­коненавистничество, стяжательство, культ силы, все­дозволенность.

Будьте терпимыми друг к другу!

До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в лю­бом обществе в процессе совместной жизни складыва­ются относительно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретают характер общественных норм, ими ру­ководствуются индивиды в своей деятельности. Но да­же в этих условиях неодинаковость ценностей людей различных возрастов, полов, образования, происхож­дения постоянно дает о себе знать.

Можно ли согласовать ценности различных лю­дей? До известной степени. Достигается это во взаимо­уважительном обмене мнениями, дискуссии, налажи­вании диалога. Тем не менее полное согласие обычно

не достигается. Как быть? Негодяям приходится проти­востоять резко и решительно. Но в огромном большин­стве других ситуаций достаточно быть снисходительны­ми по отношению друг к другу, ценностно-терпимыми. Одно это снимает многие конфликтные ситуации. Злость, непримиримость — не лучшие качества людей, живущих в мире разнообразных ценностей.