Стратегия экстериоризации и стратегия проблематизапии

Для того чтобы описать (и организовать) развитие, необхо­дим и обратный процесс — экстериоризация (перенесение психического содержания изнутри вовне). Ситуация зкстериоризации — ситуация коммуникации, когда возникает необхо­димость раскрытия свернутой мысли (чувства и т. п.), струк­турирования ее для того, чтобы мысль была понята. Процессы понимания как раз и организуют экстериоризацию, слушаю­щий задает определенные требования к высказываемым мыс­лям, суждениям.

Процесс экстерисризации это объективизация мысли (т. е. представление мысли в форме социально воспроизво­димой структуры, таким образом, мысль становится не только моим достоянием, но и достоянием других).

Мысль объективируется и становится доступной для реф­лексии и критики (сначала со стороны другого, а затем и со стороны самого субъекта). Это та же самая мысль, только из­меняющая свою форму (а в ходе критики и содержание).

Итак, экстериоризация является не только механизмом раз­вития, но и началом мышления. Мышление возникает в ком­муникации и в своем развитом виде имитирует структуру ком­муникации (диалогизм мышления).

Цикл развития и состоит в последовательности интериоризации и экстериоризации (усвоения чего-то и последующего выражения, исследования, критики и т. п. этого «чего-то»), Стратегия проблематизации и рефлексии Важнейшей педагогической задачей является конструиро­вание особых базовых деятельностей, проблемных ситуаций в их функционировании и организации рефлексии. И такой путь обучения часто оказывается единственным, поскольку много­му нельзя обучить прямо.

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате осознается необходи­мость рефлексии, осмысления неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего сознается, что используемые средства не соответствуют задаче, фор­мируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуи­тивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т. е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения.Процессы осознания присутствуют в условиях каждой про­блемной ситуации, и сознательное постижение проблемы толь­ко и открывает ее для последующего мышления.

В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, то реф­лексия, напротив, членит это целое (например, ищет причи­ну затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности). Таким образом, осознание является условием рефлексии и мышления, поскольку оно дает понимание ситуа­ции в целом.

Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык, но­вая способность, причем объективно необходимая, а не как нечто случайным образом заданное к выполнению или усвое­нию. Наконец, развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека. Обучение и развитие осуществляется через прак­тическую деятельность; затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации; акты осознавания затруднений и про­блемных ситуаций; последующую рефлексию, критику дей­ствий; проектирование новых действий и реализацию (вы­полнение) их. Только так организованное обучение обеспечи­вает развитие сознания обучаемого, развитие творческого мышления.

 

 

ВОПРОС 146