ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следу­ет ориентироваться в этой разнородности. Недостаточ­но знать только одно философское направление, ибо в та­ком случае теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни философы удачнее реализу­ют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчет­ливо дана разнородность философии.

Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие четырех главных фи­лософских школ. Сейчас мы их только назовем, а об­стоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Ан­глии, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские тра­диции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше, чем в других странах, сто­ронников постмодернизма. Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии интернационального содержания — это аналитичес­кая философия, феноменология, герменевтика и пост­модернизм.

Какую проблему стремится решить феноменология?

Феномен — в переводе с греческого то, что явля­ется. В нашем случае речь идет о том, что явилось в со­знание человека в его чувственном опыте и далее в про­цессе его осмысления. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменоло­гия — это учение о сознании, о феноменах и их смыс­лах. Основателем феноменологии в том виде, в кото­ром она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направле­ние жизненно лишь в том случае, если оно разрабаты­вает действительно важную проблему, которая беспо­коит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жиз­ненный мир человека, наполненный красками, запаха­ми, разнообразными впечатлениями, пройдя через со­знание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обедненным, су­хим, абстрактным, обезжизненным. Почему это проис­ходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира — это результат плохого философствования. Фе­номенология как раз и стремится восполнить этот не­достаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не об-

ращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного знания, не только не избега­ет кризисных явлений, а, наоборот, плодит их (беско­нечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям из­бегать забвения жизненного мира. С этой целью выра­батывается особый феноменологический метод.