Основные идеи Возрожденческой Философии

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Два центра: Бог и человек

Средние века заканчиваются XIV веком и начина­ется двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час ан­тропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре фи­лософских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуще­ству на человека, именно он становится адресатом фи­лософского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам че­ловек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определи­лись переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйст­ву. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в ис­кусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Воз­рождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое — доминирующий аспект филосо­фии Возрождения. В средние века была широко распро­странена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как счи­талось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благо-

звучно и приходить туда в нарядной одежде, то вни­мание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на пер­вый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним пре­красное. Главным объектом искусства становятся че­ловеческое тело, безмерное любование его красотой. От­нюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской ка­пеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодо­го человека» и др.) выше всяких похвал. Как внима­тельно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост чело­века он делил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означа­ет относящееся к чувству, доминирует в возрожденче­ской философии.

Гуманизм (от латинского гуманос — человеч­ный) — есть воззрение, основывающееся на самоцен­ности человека как личности, его праве на свободу, сча­стье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как ши­рокое общественное движение, имеющее важнейшие по­литические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный — о новом мировоззренче­ском, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплод­ное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственно­го устройства в Италии вводилось парламентское прав-

ление. Велся также поиск путей согласования интере­сов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоува­жение, что не противоречит защите частного интере­са и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показа­тельно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.