Кинизм (цинизм)

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху

Древние греки называли себя эллинами, они защи­щали себя и свою культуру от соседних народов. Но за­воевания Александра Македонского резко изменили си­туацию: возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и ра­сами. Греческие города-государства приходили в упа­док. Эллинская философия переходила в эллинистиче­скую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Пла­тона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный по­кой и счастье. Избавление от всех несчастий видели преж­де всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем — Диоген Си-

нопский (сам он называл себя Диогеном-собакой). Антисфен вел свои беседы в гимнасии при храме Герак­ла. Гимнасий (слово гимнасии мужского рода) имел на­звание Киносарг, что дословно означает «злые собаки» (собака — кине). Отсюда произошло название кинизма.

Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли по-настоящему продолжить его дело. За ос­нову своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не подкрепленные долж­ным интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности челове­ка, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.

Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, об­ходился малым, вел себя вызывающе, не раз выстав­лял себя на посмешище. Легенда гласит, что когда Алек­сандр Македонский сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца». Однажды он стоял голый под дождем, привлекая всеобщее внимание. Платон называл Диогена соба­кой, против чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».

Латиняне называли киников циниками. Постепен­но слово «циник» приобрело негативное значение. Не­приемлемым в цинизме обычно считают попрание об­щественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нищета. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напросто очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования.

Что касается эпикуреизма, стоицизма и скепти­цизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анализе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко раз­личали три составные части философии: физику, логи­ку и этику.

Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение

Основателем эпикуреизма является Эпикур.

Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут само­произвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

Логика. Мир чувств не иллюзорен, он — главное со­держание познания. Мир дан человеку в его очевидно­сти. Подлинные познавательные реалии — не идеи Платона или формы Аристотеля, ачувства.

Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечи­вает ему богатство чувств и удовлетворений. Чело­век — существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолиней­ных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три глав­ные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги то­же состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к че­ловеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.

Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом

Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, кото­рый был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески — стоя) представлял собой архитектурное со­оружение с открытым входом.

Физика. Космос — это огненный организм, огнен­ная всепроникающая пневма. Природа — это бог, бог есть вся природа (пантеизм).

Логика. Посредством чувств человек постигает ощу­щения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это — смысл слова и предложения.

Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познан­ное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достиг­нуть не в вечной погоне за благом летучим, а в созна­тельном следовании космическим, или, что то же, бо­жественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами. Раз­ница в том, что, как выразился Сенека, «хотящего судь­ба ведет, нехотящего — тащит».

Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными

Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соеди-

няет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе) от суж­дений. Скептики всегда видели и поныне видят свою дель в опровержении догм всех философских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непо­стоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лжи­вы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека,— голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматичес­ких суждений. Такое воздержание, эпохе, предполага­ет не леность ума, а его осторожность, ибо познание име­ет вероятностный характер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, без­мятежность, мудрое молчание.