Статическая модель учения

Учебная деятельность

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить опреде­ленные знания, навыки, умения. Учение — специфически че­ловеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регули­ровать свои действия сознательной целью. Учение предъявля­ет требования к познавательным процессам (памяти, сообрази­тельности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

 

1. Система мотивов

(интересы, установки, ценностные

ориентации, интересы, мировоззрение)

2 Система целей 3 Процесс 4. Условия и средства

овладение знаниями, Конкретные субъективные объективные

умениями, видами виды обученность источники

деятельности деятельности здоровье информации

уровень педагог, ТСО

умств. и псих,

развития

5. Результат (образование, воспитание, развитие)

 

В учебной деятельности объединяются не только позна­вательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, моти­вы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности: 1 она специально направлена на овладение учебным материа­лом и решение учебных задач; 2 — в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3 — общие способы действия предваряют решение задач; 4 — учебная деятель­ность ведет к изменениям в самом человеке-ученике; 5 происходят изменения психических свойств и поведения обу­чающегося «в зависимости от результатов своих собствен­ных действий».

Оригинальную концепцию учебной деятельность предло­жил В. В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе раз-вития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности иссле­довательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделен­ной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной деятельности в собствен­ном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышле­нию эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретичес­кого мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном слу­чае оно может оказаться (и часто оказывается) не сформиро­ванным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые по­следствия для вузовского обучения. Поэтому существует осо­бая проблема диагностики уровня мышления.

Содержательный анализ учебной деятельности дан в кол­лективной монографии сотрудниками кафедры педагогики и педагогической психологии факультета МГУ. По определению И. И. Ильясова деятельность учения есть самоизменение, са­моразвитие субъекта, превращение его из не владеющего оп­ределенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректиру­ется в ходе познавательных действий. Психологическим со­держанием, предметом учебной деятельности является усво­ение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

• интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

• знаковые языковые средства, в форме которых усваива­ется знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразны­ми: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В. В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности является внутреннее но­вообразование психики и деятельности в мотивационном, цен­ностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических за­дач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоя­щую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в опреде­ленных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.

Учебная задача выступает как определенное учебное зада­ние, имеющее четкую цель, но для того, чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осу­ществиться. По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная задача выступает как сложная система информа­ции о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, ее и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками опти­мальных способов решения.

 

вопрос 144