В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся

Берта Рейнолдс (1883—1978) свою социальную работу нача­ла в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество.

Джейн Адамс (1860—1935) скептически относилась к бла­готворительности. Ее работа в рамках движения «сеттльмента».

· диагностическая

· функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка со­циальных работников. В это время назрела необходимость в специа­листах, способных работать над преодолением эмоциональных про­блем ветеранов Первой мировой войны и членов их семей.

Наибольших успехов в области теоретических исследова­ний добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода ин­дивидуальной социальной работы.

М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособ­ность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и зада­ча социального работника сводилась к «социальному врачева­нию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоя­нии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предпо­лагал оценку как личности клиента, так и его социального положе­ния. М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды.

Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный ме­тод.

Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в воз­можности посредством изменения социального окружения вли­ять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, сове­тов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовле­чения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений

Косвенный метод воздействия на клиента и непосредствен­ный метод обусловили в дальнейшем развитие двух направлений в теории социальной работы — социологического и психологического

В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описыва­ется процесс взаимодействия социального работника и клиента.

Впоследствии проце­дура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший ос­новополагающим в технологиях социальной работы.

Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называ­ла «принципами ментальной гигиены»:

- симпатизировать клиенту,

- отдавать ему предпочтение,

· поощрять его,

· строить с ним совме­стные ясные планы действий.

Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работ­ника.

Дальнейшее осмысление и развитие данного подхода связа­но с исследованиями В. Робертсона и Г. Хамильтона. Представи­тели диагностической школы социальных работников утвержда­ли, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, сбор информации о про­шлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Г. Хамильтон расширяет понятие диагноза и дает его но­вую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диаг­ноз как основа метода им переосмысляется; он начинает высту­пать не как установка к действию, почти равенство между мед. лечением и соц. работой.

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении подготовки социальных работников в Пенсильванской школе социальных работников в ЗО-х годах, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Это направление связано с интересом к со­циальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечеб­ному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Основное влияние на развитие теоретичес­ких установок представителей функциональной школы оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка (травма рождения), а в последую­щем и Карла Р. Роджерса