КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 7 страница
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
ЭКСТРАВЕРСИЯ - ориентация личности на объект, на внешний мир.
ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ - страстный.
ЭМОТИВНОСТЬ (лат. emoveo — возбуждать) — повышенная чувствительность , при которой эмоциональные реакции наступают быс
тро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными. Синоним - эмоциональность.
ЭМОЦИИ (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.
Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь организм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин).
В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
ЭМОЦИИ АСТЕНИЧЕСКИЕ - действуют противоположно стеничес-ким. Обычно человек переживает либо положительную, либо отрицательную эмоцию. Однако возможна и амбивалентность.
ЭМОЦИИ БАЗОВЫЕ (эмоции в узком смысле), собственно эмоции - носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковре-менны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К базовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.
ЭМОЦИИ ВЫСШИЕ - социально обусловленные эмоции, связанные с общественными отношениями. Присущи только человеку.
ЭМОЦИИ НИЗШИЕ - эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.
ЭМОЦИИ СТЕНИЧЕСКИЕ (греч. sthenos - сила) - эмоции повышающие активность, вызывают прилив энергии и подъем.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ - эмоциональная готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Проявляется в раздражительности, вспыльчивости.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГЛУБИНА - интенсивность переживаний, сила эмоций.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ-РИГИДНОСТЬ - эмоциональная лабильность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и входит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмоций, их стабильностью.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ - восприимчивость, чувствительность, близка по смыслу к эмоциональной возбудимости.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ характеризуется эмоциональной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутствием реакции на эмоциогенные раздражители.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Может возникать в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности.
ЭМПАТИЯ - способность сочувствовать, сопереживать. Сопереживание - переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.).
ЭПИКРИТИЧЕСКИЕ (греч. epikrisis — суждение, решение) - филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - отрасль философии, которая изучает происхождение, характер, методы и пределы человеческого знания.
ЭРГИЧНОСТЬ - выносливость нервной системы (В.М. Русалов),
ЭРГОНОМИКА - наука о «соответствии» деятельности и людей друг другу, изучающая связи между анатомией, физиологией и психологией индивида и требованиями, предъявляемыми определенными видами деятельности.
ЭТИМОЛОГИЯ - наука, изучающая происхождение и развитие лингвистических форм.
ЭТОЛОГИЯ (греч. ethos - суть, характер, logos - наука, изучение) -межотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и сравнительную психологию, занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и разработкой теоретических характеристик этого поведения.
ЭФФЕКТ «ГОРЬКОЙ КОНФЕТЫ» - ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Экспериментатор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комнаты. После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца, подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нормам (делать, как сказано - не вставая со стула).
ЭФФЕКТ Б.В. ЗЕЙГАРНИК (1927) - лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационного компонента в структуре мнемической деятельности.
При получении задания у человека появляется потребность (квазипотребность по К. Леви) выполнить его. Эта потребность в процессе выполнения задания усиливается. Эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий не обнаруживается у больных с выраженными эмоционально-волевыми изменениями.
ЭФФЕКТ ГЕНЕРАЦИИ - люди лучше запоминают то, что делают и придумывают. Собственные идеи сохраняются в сознании без усилий, непроизвольно.
ЭФФЕКТОР - исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей части (рецептора).
ЭФФЕРЕНТНЫЙ НЕРВНЫЙ ПУТЬ - нервный путь, проводящий не рвные импульсы из центральной нервной системы к исполнительному органу.
я
Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ - представление о том, каким человека воспринимают другие.
ЯЗЫК - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.
Я-ИДЕАЛЬНОЕ - представления о том, каким человек хочет быть; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
Я-КОНЦЕПЦИЯ, САМОСОЗНАНИЕ - совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р. Берне). В основе самосознания - способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности.
Я-ОБРАЗ - знания и представление личности о себе, о своих физических свойствах, способностях, качествах.
Я-РЕАЛЬНОЕ - представление о том, каким человек является сейчас; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас».
Я-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - представление о том, каким человек мог бы быть, если это было возможно.
АБДУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ Ксения Александровна (1932) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Она разработала концепцию личности как субъекта жизненного пути, предложила оригинальное определение высших жизненных качеств личности, таких как активность, способность к организации времени, сознание и социальное мышление.
АДЛЕР Альфред (1870-1937) - австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. Он создал собственную научную школу, получившую название «индивидуальная психология». В своем учении он отстаивал принцип внутреннего единства сознательного и бессознательного. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию.
АЙЗЕНК Ганс Юрген (1916-1997) - выдающийся немецко-английский психолог. Он выдвинул оригинальную «биологическую» теорию интеллекта, является автором теории креативности, создал оригинальную двухфакторную типологию личности, получившей широкое распространение. Он автор 45 книг и 600 научных статей.
АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся российский психолог. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук.
АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974) - известный отечественный физиолог. Он по-своему (в отличие от Павловского) понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал о самой реакции, свидетельствующий о соответствии ожидаемому результату (акцептору действия). Предложенная Анохиным теория функциональных систем способствовала пониманию адаптивных механизмов живого организма.
АНУФРИЕВ Александр Федорович (1943) - современный российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психодиагностики.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, который написал первое психологическое произведение трактат « О душе». Он выделял три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющее божественное происхождение. Он дал объяснение многим психологическим явлениям (механизмам поведения, памяти, мышлению, разделил органы чувств на пять разрядов и др.).
БАНДУР Альберт (1925-1988) - американский психолог, автор теории социального научения, социобихевиорист. Он предложил свою модель научения. Центральное место в этой модели он отводил наблюдению за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. На основе теории научения Бандура попытался дать интерпретацию агрессии. Вклад Бандуры в теорию личности заключается прежде всего в том, что он в экспериментах установил взаимосвязь обобщенных черт характера с ситуационно специфическими формами поведения.
БАРАБАНЩИКОВ Владимир Александрович (1949) - заведующий лабораторией системных исследований психики Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор. В течение 30 лет занимается исследованиями фундаментальных механизмов восприятия. Его перу принадлежит более 160 научных работ.
БАРД П. - американский физиолог, исследователь физиологических механизмов эмоций, один из авторов теории Кеннона-Барда (1934 г.).
БЕРНС Р. В. - английский психолог, исследователь проблем «Я-кон-цепции», автор книги «Развитие Я-концепции и воспитание» (1976).
БЕРНШТЕИН Николай Александрович (1896-1966)- отечественный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии, сформулировал идею «рефлекторного кольца». На основе его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны и конструировались шагающие автоматы, а также устройства, управляемые ЭВМ.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Разработал естественнонаучную теорию поведения (рефлексологию). Он был создателем первой в России экспериментально-психологической лаборатории, кото
рая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета. В 1908 г. Бехтерев основа в Санкт-Петербурге Психоневрологичес-кий институт, который и сейчас носит его имя.
БИНВ Альфред (1857-1911)- один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии. Основал в Сорбонне (1889) первую во Франции экспериментальную психологическую лабЪраторию. Совместно с Т. Симоном создал тесты уровня умственного развития детей, ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития. Занимался проблемами патологии сознания и личности, умственного утомления, понятийного мышления, индивидуальных различий памяти.
БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1942)- российский педагог, психолог, философ. Он автор одной из признанных классификаций памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная), его исследования касаются развития мышления, сексуального развития детей. Он выступал приверженцем новых форм обучения в единой политехнической трудовой школе.
БОДАЛ ЕВ Алексей Александрович (1923) - известный отечественный психолог, академик РАО, действительный член АПСН, профессор, доктор психологических наук. Занимается проблемами межличностного восприятия и коммуникации.
БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981) - известный отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского. Божович создала свою оригинальную теорию личности, основанную на культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Она автор известных работ по проблемам развития личности ребенка, формированию его мотивации, экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок, уровню притязаний, направленности личности и др.
БРУНЕР Джером Сеймон (1915) - американский психолог и педагог, чьи исследования восприятия, научения, памяти и других аспектов познания у детей наряду с работами Ж. Пиаже оказали влияние на американскую систему образования. Он доказал, что любого ребенка можно научить любому предмету на любой стадии развития, дело только в методике обучения.
БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933-2004)- известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, был академиком РАО, директором Института психологии РАН. Занимался исследованиями в области онтологических и гносеологических оснований психологии, а также проблемами психологии
личности, мышления, психологии творчества и педагогической психологии. Автор более 180 научных книг и статей.
Б ЮЛ ЕР Карл (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Разрабатывал методики экспериментального исследования мышления, вопросы методологии научного познания, проблемы языка и речи, развития детской психики и пр.
ВЕБЕР Эрнст (1795-1878) - немецкий физиолог, основоположник психофизики и экспериментальной психологии. Его опыты служили подтверждением пороговой теории, согласно которой существует момент перехода физиологической реакции в психологическую. Он впервые применил математические методы измерения в психологии, экспериментально установив наименьшее различие между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. В дальнейшем его исследования были дополнены Г.Т. Фех-нером.
ВЕККЕР Леонид Маркович (1916- 2001) - советско-американский психолог (окончил ЛГУ). Исследования Веккера посвящены проблемам когнитивной психологии (психическим процессам, психофизическим аспектам и др.).
ВЕКСЛЕР Дэвид (1896-1981) - американский психолог, создатель широко известных тестов оценки интеллекта для взрослых и детей.
ВЕЛИЧКОВСКИЙ Борис Митрофанович - современный российский и немецкий психолог. Развил уровневую теорию когнитивных процессов.
ВЕН ГЕР Леонид Абрамович (1925-1992) - доктор психологических наук, в Институте дошкольного воспитания АПН СССР возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, автор книг по проблемам умственного развития дошкольника.
ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович (1941)- российский психолог, специалист в области психолого-педагогических проблем высшего и непрерывного образования, автор теории контекстного обучения, доктор психологических наук, профессор.
ВЕРТГЕЙМЕР Макс (1880-1943) - выдающийся чешско-американский психолог, основатель гештальтпсихологии (совместно с другими психологами). Он создал «детектор лжи», исследовал проблемы целостности восприятия, музыкального восприятия, мышления и др.
ВУДВОРТС Роберт (1869-1952) - известный американский психолог, развивающий направление «динамической психологии». Он считал, что поведение и сознание являются основным предметом психологии, объяснял поведение, используя комбинацию мотива
ции, восприятия, научения и мышления, провел серию экспериментов по изучению внимания.
ВУНДТ Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. В 1879 г. основал при Лейпцигском университете первую в мире экспериментальную лабораторию психологии, где изучались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на разные раздражители. Он внес существенный вклад в становление мировой психологии.
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934)- выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Занимался проблемами восприятия произведений искусства, общими методологическими проблемами психологии, создал новое направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, занимался проблемами аномального ребенка, проблемами мышления и речи и др. Его влияние на отечественную и мировую психологию весьма существенно, и не случайно его называют «Моцартом психологии».
ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988) - известный отечественный психолог. На основе общепсихологической теории деятельности им был предложен и экспериментально обоснован метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Им разработана собственная теория внимания. Внимание для Гальперина - это внутренний контроль за поведением, идеальное, свернутое и автоматизированное действие. Эти взгляды приобретают все большую попул я рность.
ГАЛЬТОН Френсис (1822-1911) - английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники, впервые в мире использовал психологические тесты, анкеты и вопросники. Внес существенный вклад в развитие корреляционного анализа.
ГАМЕЗО Михаил Викторович (1915) - отечественный психолог, профессор, доктор психологических наук, автор 100 научных трудов в области общей, социальной и педагогической психологиии, один из основателей психосемиотического подхода в современной отечественной психологии. Автор известных книг - «Атлас по психологии», «Курс психологии» (в 3 частях), научно-методических пособий для дистанционного обучения.
ГАНУШКИН Петр Борисович (1875-1933) - русский советский психиатр. Он является создателем оригинальной отечественной концепции малой психиатрии, учения о психопатиях. Создатель круп-
ной школы в советской психиатрии. Уделял большое внимание профилактике психических заболеваний.
ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540-474 вв. до н.э.) - известный древнегреческий философ-материалист. Он полагал, что началом всего является огонь, душа - частица природы, атом огня, Вселенная не сотворена и вечна, но она не нечто безжизненное, куда движение нужно привнести извне, а несет в себе свое движение, свой «логос». У Гераклита логос означает «меру», объективный диалектический закон, управляющий мирозданием.
ГИБСОН Джеймс Джером (1904-1979) - американский психолог, развивший экологический подход к восприятию.
ГИЛФОРД Джон Пауль (1897-1987) - американский психолог, применил факторный анализ для всесторонней оценки личности. Его всесторонняя, систематизированная теория интеллектуальных способностей, известная как структура интеллекта (кубическая модель), явилась основой для информационно-операционального направления в психологии.
ГИППОКРАТ (ок. 460-377 гг. до н.э.) - знаменитый древнегреческий врач. Его имя связывают с дошедшими до наших дней названиями темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Гиппократ считал, что люди различаются по соотношению в организме четырех жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих жидкостей («соков») по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое потом заменили латинским словом «temperamentum»-«соразмерность». Преобладание крови (греч. сангве) характеризовало сангвинический темперамент, флегмы (прозрачная жидкость) - флегматический, желтой желчи (холле) - холерический, а преобладание черной желчи (меланхоле) - меланхолический. И хотя объяснительный принцип классификации в настоящее время имеет лишь историческую ценность, Гиппократ положил начало научной типологии.
ГОРДОН У. - автор метода «синектики» - метода групповой дискуссии.
ГРОФ Станислав (1931) - выдающийся чешско-американский психолог, один из основателей трансперсональной психологии, автор более 100 статей и 14 книг, переведенных на 12 языков.
ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-1998) - видный российский психолог, философ и педагог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии обучения, детской и педагогической психологии, а также теоретико-методологических проблем общей и возрастной психологии.
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)- выдающийся французский философ, математик, физик, физиолог и психолог. В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Взгляды Декарта оказали значительное влияние на психологическую науку.
ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н.э.) - греческий философ и психолог, один из создателей атомистической теории мира. Он считал, что душа и тело материальны и состоят из атомов (частиц природы, атомов огня).
ДЖЕЙМС Ульям (1842-1910) - выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Один из первых предложил теорию личности, выделил в «эмпирическом Я» физическую, социальную и духовную личности. Он является автором и теории эмоций, известной как теория Джеймса-Ланге. Датский паталогоанатом К.Г. Ланге независимо от Джеймса высказывал сходные мысли. Идеи Джеймса оказали существенное влияние на исследования многих психологов начала XX века.
ДРУЖИНИН Владимир Николаевич (1955-2000) - доктор психологических наук, профессор, был ректором Института практической психологии ИМАТОН, лауреат премии им. С.Я. Рубинштейна Российской академии наук за исследования в области способностей и творчества. Специалист по когнитивной психологии. Ему принадлежит более 150 научных работ.
ЖИНКИН Николай Иванович (1893-1979) - известный психолог, специалист в области психологии языка, речи и мышления. Большое внимание уделял развитию речи учащихся, исследованию семантики текста, процессов его восприятия, понимания и порождения.
ЗАПОРОЖЕЦ (1905-1981) - советский психолог, выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была создана система сенсорного воспитания. Занимался исследованиями произвольных действий ребенка, разрабатывал теорию эмоций и др.
ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988) - известный отечественный психолог. В лаборатории К. Левина (Германия) осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. Занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления.
ЗЕЛЬЦ Отто (1881-1944) - немецкий психолог, представитель вюрцбурской школы. Развил теорию «специфических реакций» в области психологии мышления.
ЗИНЧЕНКО Петр Иванович (1903-1969)- известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор, автор работ по психологии. Занимался проблемами непроизвольного запоминания и выявил зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (в частности, от цели деятельности). Обосновал общность фундаментальных механизмов непроизвольной и произвольной памяти.
ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич (1940) - отечественный психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии мотивации и волевой регуляции.
ИЗАРД Кэрролл (1923)- профессор психологии Делаверско-го университета. Один из известных современных исследователей эмоций в непосредственной связи с познавательной деятельностью человека.
ИЛЬИН Евгений Павлович - психолог, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта, автор 200 научных публикаций, в том числе 15 учебных пособий и монографий.
ЙЕРКС Роберт (1876-1956)- выдающийся американский психолог, зоопсихолог и этолог. Он экспериментально доказал, что сильная мотивация препятствует выработке навыков различения сложных стимулов, но она благоприятна для различения простых (закон Йеркса-Додсона). Многие его работы посвящены психологии и физиологии животных.
КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична (1914-1993) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, исследователь в области педагогической психологии, дефектологии, психодиагностики. Изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний и др.
КЁЛ ЕР Вольфганг (1887-1967) - немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. В блистательных экспериментах над животными им были заложены новые методические принципы экспериментального изучения процесса решения проблемных ситуаций, выделены основные характеристики, возможности и границы решения практических задач шимпанзе. Им было введено понятие «инсайт».
КЕЛЛИ Джордж Александер (1905-1967)- известный американский психиатр и психолог. Основатель когнитивной психологии. Автор оригинальной теории личности.
КЕННОН Уолтер Бредфорд (1871-1945) - американский физиолог и психолог. Он создал новаторское учение о телесных механизмах эмоций. Он разработал схему этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов. Позднее П. Бард усовершенствовал эту схему, которая и легла в основу теории Кеннона-Барда. Изучение эмоционального поведения подготовило открытие Кенноном одного из важнейших принципов, объясняющих саморегуляцию жизни организма - принципа гомеостаза.
КЕТТЕЛЛ Джеймс Маккин (1860-1944)- американский психолог. Ему принадлежат классические исследования объема внимания. Он был одним из основателей психологического тестирования, введя в науку само понятие «тест» в его современном смысле. Кеттелл создал целую систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций. Он стал первым в мире профессором психологии (в Пенсильванском университете).
КЕТТЕЛ Раймонд Бернард (1905) - англо-американский психолог, создатель оригинальной факторной теории черт личности. Ученик Ч. Спирмена, Кеттел выдвинул теорию развития человека, которая объединяет темперамент, интеллектуальные и динамические аспекты личности с окружением, обстановкой и культурными влияниями. Ему принадлежат 35 книг и 400 статей.
КЛИМОВ Евгений Александрович (1930) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации.
КОН Игорь Семенович (1928) - доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор РАО. Занимается проблемами социологии, теории личности, психологии юношеского возраста, антропологии детства и сексологии.
КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879-1957)- известный отечественный психолог, работал над созданием материалистической психологии, изучал проблемы воли и характера. Возглавлял Московский институт психологии.
КОФФКА КУРТ (1886-1941) - немецкий психолог, вместе с другими немецкими психологами является основателем гештальтпсихо-логии. Ему принадлежат исследования в области восприятия, обучения, развития психики и социальных взаимоотношений.
КРЕЧМЕР Эрнст (1888-1964) - немецкий психиатр и психолог, широко известен своей классификацией характеров, а также исследованиями в в области медицинской психологии и психиатрии.
ЛЕВИН Курт (1890-1947)- выдающийся немецкий психолог, создатель полевой концепции личности и принципов групповой психологии. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного и попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах.
ЛЕВИТОВ Николай Дмитриевич (1890-1972) - доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Область исследований: психология характера, психических состояний, психология труда, педагогическая психология.
ЛЕЙТЕС Натан Семенович (1918) - известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области дифференциальной психологии, психологии умственной одаренности.
ЛЕОНГАРД Карл (1904-1988) - немецкий невролог, психиатр и психолог. Им разработана получившая широкую популярность в психиатрии и в медицинской психологии концепция акцентуации личности.
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) - известный отечественный психолог. Разработал совместно с Л.С.Выготским культурно-историческую теорию. Его экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности.