ТЕМА 17 • ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ

ПОНЯТИЕ

Активность живых существ - основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жиз­ни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднознач­ны.

Таблица 7

Особенности потребностей и мотивов

Потребности Мотивы
П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив на­правляет (толкает) ее в нужном направ­лении
П. - переживается как состояние внут­реннего напряжения (психической ак­тивности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятель­ность к ее удовлетворению М. - то, что побуждает достичь или из­бежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или возде­ржаться от нее М. - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями
Потребности Мотивы
Удовлетворение потребности ведет к раз­рядке напряженности, потребность исче­зает, но может возникнуть и вновь Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - по­чему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг моти­ва на цель.

Потребность - основной источник активности человека и живот­ных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина пове­дения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятель­ности и придает его деятельности осмысленность.

Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятель­ность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психичес­кой регуляции, влияющий на направленность деятельности и коли­чество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельнос­ти.

Мотивировка - логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно ис­пользоваться для их маскировки.

Сдвиг мотива на цель - превращение мотива деятельности в мо­тив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятель­ность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.

ФУНКЦИИ

Потребности выполняют побудительную функцию деятельнос­ти и поведения, а мотивы — направляющую.

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Проблема причинности (детерминации) поведения и деятель­ности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке сосуществуют самые различные теории мотивации.

Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активности потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную тем­пературу и т.д.), вызванную отклонением физиологических парамет­ров от оптимального уровня. Поведение мотивируется последствия­ми действий и прошлым опытом. Так, если действие привело к сня-

тию потребностного напряжения, то вероятность повторения это­го действия растет, а если оно не наступает, то вероятность повторе­ния действия уменьшается.

Психоаналитическая (3. Фрейд). Основой мотивации пове­дения, по мнению 3. Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) - физические потребнос­ти организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, кото­рая является источником его активности. При этом если удовлетво­рение потребности по каким-либо причинам (моральные ограниче­ния, страх наказания и т. п.) невозможно, то энергия инстинкта мо­жет быть направлена в другое русло - на выполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество, бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называют суб­лимацией.

Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующая си­ла человеческого поведения по мнению гуманистической теории со­стоит в реализации им самим своих способностей и потенций.

Когнитивная (Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителей этого направления, является стремле­ние к соответствию между знаниями о мире и о себе, то есть к кон­сонансу. Несоответствие когниций переживается личностью как со­стояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восста­новить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующий фактор человеческого поведения и отно­шения к миру. Разрешить диссонанс можно тремя способами: изме­нить одну из когниций, снизить ее значимость или добавить новую когницию.

Деятельностная (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Ле­онтьева, мотивационная сфера человека, как и другие психологи­ческие особенности, имеет свои источники в практической деятель­ности.

Сублимация - направление энергии инстинкта на выполнение ви­дов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потреб­ности.

Когниция - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.

Когнитивный (лат. cognitivo - знания) - познавательный.

Когнитивный консонанс - соответствие между когнициями.

Когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями. 174

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке пред­ставлены различные их классификации.

Таблица 8

Виды потребностей и мотивов

Классификации потребностей Классификация мотивов
В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей: 1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода); 2) социальные: а) в общении, б) в самоактуализации, в) в служе­нии обществу, г) в социальном при­знании; 3) духовные: а) в признании, б) в эс­тетическом наслаждении, в) в твор­честве. Все виды потребностей взаимосвяза­ны между собой. В отечественной психологии ведущие мо­тивы объединяются в понятии направлен­ность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Мотивы учебной деятельности (А.К. Мар­кова): 1) познавательные (интересы), 2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу), 3) роста, развития (самосовершенствова­ния и т.д.).
В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низ­ших - к высшим) - пирамида потреб­ностей (рис. 38) В зарубежной психологии популярна клас­сификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют: 1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы аффилиации, 5) мотивы помощи.

Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достиг­нут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независи­мых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами лич­ности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убежде­ние.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, не­осознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризует­ся осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, наме­рение и т.д.

Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориенти­ровке личности в окружающей действительности. Интерес вклю­чает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компо­ненты.

Склонность - направленность индивида на определенную де­ятельность, соответствующую интересу и включающая волевой ком­понент.

Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, обще­ство, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценнос­тными ориентациями людей, их принципами познания и деятель­ности.

Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении ре­зультата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения вклю­чает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п. Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к ус­пеху и стремление избегать неудач.

Мотив успеха - ориентация на успех в разных видах деятельнос­ти в отличие от ориентации на избегание неудач. Люди, ориенти­рованные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные за­дачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивирован­ные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный не­успех). Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).

Мотив избегания неудачи - более или менее устойчивое стремле­ние человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Мотив власти - способность лица проводить свою волю вопре­ки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит по­требность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Источниками власти являются: вознаграждение, принуж­дение и нормативная власть (власть знатока).

Мотив аффилиации (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничес­тво, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиа­

ции имеет две формы: надежда на присоединение (НА) и боязнь от­вержения (БО).

Манипуляция (лат. manipulation - обращение с объектами со спе­циальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия). В психо­логии - это вид психологического воздействия, искусное исполне­ние которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека на­мерений, не совпадающих с его актуально существующими желани­ями.

Мотив помощи, альтруистические мотивы - альтруизм - это лю­бовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственнос­ти. Исследования показали, что:

- чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал; -люди, обладающие эмпатией;

- больше альтруизма проявляется к зависимому от него челове­ку, чем к независимому, приятному и привлекательному, к знакомо­му, человеку той же этнической группе. Важным свойством личнос­ти, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).

Эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать. Сопережи­вание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испыты­вает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к пе­реживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезно­вания и т.п.).

Мотив отвергания - проявляется в боязни быть непринятым, от­вергнутым значимыми людьми.

РАЗВИТИЕ

В каждом возрастном периоде устанавливается определенная иерархия потребностей. Ведущие потребности определяют на­правленность личности (гуманистическую, индивидуалистичес­кую).

Последовательность появления потребностей в онтогенезе со­впадает с пирамидой А. Маслоу.

С возрастом происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, идеалов, и, следовательно, меняется на­правленность личности в сторону общественной. Увеличивается осознанность мотивов.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Таблица 9

Свойства потребностей и мотивов

Потребности Мотивы
- Биологические потребности гене­тически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и де­ятельности личности - Мотивы формируются на основе потреб­ностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами
- Имеют свой предмет (пища, книга и др.) - Некоторые мотивы могут стать домини­рующими в структуре мотивации личнос­ти, образуя стержень всей сферы (направ­ленность)
- Воспроизводятся, для многих харак­терна периодичность возникновения (еда, сон и др.). Возникновение новых потребностей - необходимое условие развития личности - Мотив отличается от цели. Цель - это предвиденный результат, а мотив побуж­дение к достижению цели. Но возможен сдвиг мотива на цель (см. ниже)
- Приобретают конкретное содержа­ние в зависимости от способа удовлет­ворения - Мотивы - осознанные побуждения (неко­торые ученые считают мотивами и неосоз­нанные)
- Изменяются в связи с изменением условий жизни и деятельности личнос­ти, ее развития, обучения и воспитания - Может изменяться в процессе деятель­ности, и, напротив, при сохранности мо­тива может изменяться выполняемая де­ятельность
- Различаются по силе - Различаются по силе

Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудитель­ную силу, то есть стать мотивом. Например. Первоначально ребенок выполняет требование (цель) (уступать место старшим) ради обще­ния с матерью, ее одобрения. Со временем при правильном воспи­тании это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом, целью).

НАРУШЕНИЯ

Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут приводить к нервно-психическим расстройствам, если чело­век не смог использовать физиологические и психологические ме­ханизмы саморегуляции. Клиники выделяют три формы нервно-психические расстройств: невростению, истерию и невроз навязчи­вых состояний.

Невростения может быть вызвана невростеническим конфлик­том. Это противоречие между завышенными стремлениями личнос­ти и ее возможностями. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адек­ватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны лег­кая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмо­ций, устойчивое, часто пониженное настроение.

Истерия возникает в результате конфликта между чрезмерно за­вышенными требованиями к другим людям и заниженными к себе, а также противоречивыми потребностями (между желанием и дол­гом, между моральными принципами и личными привязанностя­ми). Для истерии наиболее часты двигательные расстройства, рас­стройства болевой чувствительности, сенсорики, речи.

Невроз навязчивых состояний часто бывает обусловлен жиз­нью без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются ве­гетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Потребности людей отличаются разной выраженностью:

- модальностью (в чем нужда),

- силой (степенью потребностной напряженности),

- остротой (степенью переживания неудовлетворенности).

Выраженность потребностей зависит от типа телосложения, тем­перамента, пола и пр. Так, пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям с сильной нервной системой - больше двигательной активности, мужчинам свойственно испытывать по­требность в риске, соперничестве и т.д.

Мотивы каждого человека образуют определенную, ему лишь присущую структуру, иерархическую пирамиду, на вершине которой могут быть самые разные мотивы.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

Объективными являются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей.

В качестве примера приведем исследование мотивов школьни­ков, проведенное в лаборатории Л.И. Божович (1969). В экспери­менте использовались две методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные све­

товые сигналы (синий, желтый, белый, малиновый), каждый из ко­торых связывался с определенным мотивом: завоевать лучшее мес­то для звена, завоевать звание его командира. Сравнение (по секун­домеру) времени реакции при разных мотивах позволило судить об индивидуалистических или коллективистических побуждениях.

Диагностические

Психологами разработано значительное количество конкретных методик для изучения потребностей, мотивации и мотивов поведе­ния человека. Более 70 таких методик представлены в книге (Иль­ин Е.П., 2002).

- методика «Диагностика мотивационной структуры личности»,

- методика «Направленности личности»,

- методика «Потребность в достижении»,

- методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»,

- методика «Мотивация аффилиации»,

- методика «Познавательные потребности»,

- методика «Оценка потребности в одобрении» и др.