ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ

ПОНЯТИЕ

Восприятие - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

В процессе приема и переработки человеком различной инфор­мации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит сли­яние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отде­льных свойств и качеств, предмет выделения существенных призна­ков и отвлечения от несущественных.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы про­шлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и пси­хические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощу­пывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или прого^ варивание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется вос­приятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоцио­нальную окраску.

Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечива­ющих данный акт восприятия.

Перцептивные действия - основные, структурные единицы про­цесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представ­ление о предмете, которое потом сменяется более определенным и детальным восприятием. Опознание предмета, как правило, проис­ходит на основе выделения обобщенных, иногда социально фикси­рованных систем признаков, в силу чего оно осуществляется за бо­лее короткое время (порядка долей секунды), чем процессы перво­начального перцептивного научения, на которые уходят месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).

Перцептивный - относящийся к восприятию.

ФУНКЦИИ

Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориен­тировку и регулирование поведения в соответствии с объективны­ми условиями среды и субъективными потребностями воспринима­ющего субъекта деятельности и поведения.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Восприятие- результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополня­ется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой восприятия явля­ется условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Каждое воспри­ятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть нерав­нозначным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштей-на показали, что сформированные перцептивные образы, стано­вясь акцепторами действия, обусловливают афферентацию и регу­лируют протекание исполнительной деятельности.

Акцептор действия - нейродинамическая модель результата пред­стоящего действия, представленная в центральной нервной систе­ме. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин ввел П.К. Анохин.

Афферентация - передача нервного возбуждения от перифери­ческих нервных окончаний к центральным нейронам коры головно­го мозга.

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ

Современная психология восприятия представляет собой доста­точно пеструю картину разнообразных подходов, методов и част­ных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расши­ряющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпирическая психология и психо­логия целостности. С точки зрения эмпирической психологии ме­ханизм восприятия таков: раздражение органов чувств восприни­маемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт).

Берлинская школа целостности (гештальтпсихология) предло­жила рассматривать в качестве первоосновы психических образова­ний не ощущения, а структуру (гештальт).

Главное направление их исследований касалось организации эле­ментов зрительного поля (Коффка, Келер).

В отечественной психологии проблема восприятия всегда зани­мала одно из центральных мест. Здесь восприятие рассматривает­ся как субъективное отражение объективной действительности, как процесс формирования образа этой действительности, который со­вершается и развивается при взаимодействии субъекта с окружаю­щим миром (Сеченов, Запорожец, Венгер, Зинченко, Ломов).

На современном этапе можно выделить три ведущих направле­ния исследований психологии восприятия: когнитивное, экологи­ческое и личностное.

Началом появления когнитивного (информационного) подхо­да послужил резкий скачок в развитии электронно-вычислительной техники. Согласно компьютерной метафоре, познавательная сфера индивида аналогична современной ЭВМ, то есть принимает, хранит и использует поступающую извне информацию. Процесс осущест­вляется поэтапно (П. Линдсей, Д. Норманн). Центральное место в структуре исследований теперь заняли проблемы распознания обра­зов, формирование различных когнитивных структур, маскировки и селективности восприятия.

Экологический подход представляет собой несколько концеп­ций, объединенных общей направленностью на выявление стимуль-ной структуры окружающей индивида среды (Гибсон и др.). В ее ос­нове лежат два фундаментальных положения: принцип единства ор­ганизма и среды и постулат непосредственного восприятия стимуль­

ной информации. Согласно первому принципу, объектом воспри­ятия выступают не отдельные предметы и их свойства как таковые, а целостные динамические события.

Постулат непосредственного восприятия гласит: главное не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и меха­низмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его дейс­твительным стимулом.

Согласно личностному подходу, вместо изучения ощущений и вос­приятия как некоторых природных свойств организма выдвигается задача реконструкции человеком образа окружающей действитель­ности (Келли, Найсер, Петренко, Шмелев и др.). Чтобы разобрать­ся в потоке впечатлений и адекватно себя вести в своем окружении, человек должен извлекать существенное из всей этой информации, объяснять происходящие события, прогнозировать результаты своего поведения (подобно ученому). Чтобы преуспеть в этом, чело­век вырабатывает у себя систему, своеобразную сеть оценочных ко­ординат, через которую он начинает воспринимать происходящее. У каждого человека свой набор конструктов. По количеству конс­труктов, с помощью которых субъект создает образ окружающей действительности, выделяют два крайних типа - людей когнитивно простых и когнитивно сложных (см. Когнитивные стили).

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной пси­хологии, возникшая в Германии в 1-й четверти XX в. и выдвинувшая в качестве основного объяснительного принципа психологии целос­тное объединение элементов психической жизни, несводимое к сум­ме составляющих, - гештальт (нем. Gestalt - образ, форма, структура). Представители: М. Вертгеймер, К. Каффка, В. Келер, К. Левин и др.

Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, ге-штальтпсихологии ввели ряд новых понятий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ

1. По модальности (по анализаторам) выделяют:

а) зрительное,

б) слуховое,

в) осязательное,

г) обонятельное,

д) вкусовое.

2. По характеру активности:

а) непроизвольное,

б) произвольное.

3. По степени организованности:

а) неорганизованное,

б) организованное (наблюдение).

4. По характеру и продолжительности:

а) симультанное,

б) сукцессивное.

5. По формам существования материи:

а) восприятие пространства,

б) восприятие времени,

в) восприятие движения.

6. По объекту восприятия:

а) восприятие предметов,

б) восприятие речи,

в) восприятие человека,

г) восприятие музыки,

д) восприятие ситуаций и т.п.

Восприятие зрительное - это восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анали­затора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Обе эти системы и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

Восприятие осязательное- это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Восприятие обонятельное- это восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

Восприятие вкусовое - это восприятие на основе вкусовой чувстви­тельности.

Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постанов­кой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправ­ленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае вос­приятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное воспри­ятие является высшей психическая функцией и присуще только че­ловеку.

Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномо­ментное, обобщенное, целостное. Например, целостное воспри­ятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное на­блюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Восприятие пространства - отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг дру­га и направления. В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совместной де­ятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярно­го анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе биноку­лярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изоб­ражения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.

Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­

ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (кон­вергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помо­щью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элемен­ты изображений, имеющие определенную насыщенность, ориента­цию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделе­ния предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделе­ние контура, то есть границы, пространственных элементов фигу­ры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и по­верхности объектов, перемещения человека и частей его тела в про­странстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует акко­модации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Измене­ние кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объ­екте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительны­ми осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе ин­формацию о расстоянии до объекта.

Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измере­ниях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и вос­приятие трехмерности самих объектов.

Восприятие времени- это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, на­иболее важными являются слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется ха­рактером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие времени зависит также от характера деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивации, устано­вок и ожиданий приятных или неприятных событий. Механизм вос­приятия человеком времени часто связывают с биологическими ча­сами - определенной последовательностью и ритмикой биологичес­ких обменных процессов, происходящих в его организме. В качест­ве биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

Восприятие движения - это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фона и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и ки­нестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения конста­тируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящи­ми в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения - расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.

Восприятие подпороговое (бессознательное) - феномен, когда ин­формация преодолевает физиологический порог, но не достигает порога осознанного восприятия. Информация все же воздействует на организм и способна вызвать ответные реакции.

Восприятие человека человеком - процесс психологического поз­нания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предме­

тов - в большей пристрастности, что проявляется в слитности ког­нитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выраженной оце­ночной и ценностной окраске, в более прямой зависимости пред­ставления о другом человеке от мотивационно-смысловой структу­ры деятельности воспринимающего субъекта. При восприятии но­вого человека главное внимание субъект уделяет внешним проявле­ниям: физическому облику, оформлению, экспрессии лица и выра­зительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

Выделены (А. А. Бодал ев) механизмы восприятия другого челове­ка: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого челове­ка путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия - по­нимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - понима­ние другого человека путем эмоционального вчувствования в его пе­реживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого че­ловека на основе сложившихся социальных стереотипов.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Гешталыпа законы- гештальтпсихологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зри­тельного поля, законы, по которым отдельные элементы объединя­ются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется из фона. Таких законов было открыто более 100. Приведем несколько примеров та­ких законов.

1. Закон сходства: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и пр. Тот факт, что крест (рисвос-принимается мгновенно (фигура) и продолжает видеться неизмен­но, иллюстрирует действие того фактора, что крест состоит из ка­чественно одинаковых элементов.

2. Закон близости: чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятнос­тью они организуются в единые, целостные образы (фигуры).

3. Закон «хорошего продолжения»: элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигу­ра- группируются. Участки линий на рис.17 группируются так, что А объединяется сД, аСсВ, анеАсВиСсД, потому что первые па­ры образуют друг с другом плавный контур.

4. Закон «хорошей линии»: фактор определяет избирательность восприятия двух или более пересекающихся или касающихся линий (рис. 18). Воспринимается прежде «хорошая линия» (которую не­льзя упростить путем изменения восприятия). В данном случае пре­жде воспринимается прямая линия (б), потом - фигура (в), а не (г) и (д).

5. Закон замкнутости: чем в большей степени элементы зри­тельного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовнос­тью они будут организовываться в отдельные образы - квадрат, круг, «рыбку». Такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

6. Закон установки: если человеку предъявлять изображение, ко­торое с равным успехом может быть принято как число 13 или как буква «В», то, если этот знак предъявляется в ряду чисел, восприни­мается как 13, а если в ряду букв - то как «В».

7. Прошлый опыт. Человек предпочитает воспринимать то, что уже ранее воспринимал. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: со-бакаестмясо или кошкаловитмышей), так как легко распадается на знакомые слова. Если то же сделать на незнакомом языке, то, естес­твенно, такой организации не произойдет.

На основе законов гештальта были выработаны свойства воспри­ятия.

Предметность восприятия - способность отражать объекты и яв­ления реального мира не в виде набора не связанных друг с дру­гом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования амери­канских психологов Лешли и Клювера показали, что если научить животное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на белом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треу­гольник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на ос­нове движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Сеченов). Предметность проявляется в выделении воспри­нимаемого предмета из фона.

Целостность восприятия - особенность восприятия, заключаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это не­которое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. Нос, например, воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (напри­мер, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до не­которой целостной формы. Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзиях (иллюзия стрелы и др.). Образ вос­приятия имеет высокую избыточность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других ком­понентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зави­сит от предвосхищения актуально не воспринимаемых частей объ­екта.

Отечественная психология рассматривает целостность вос­приятия как отражение целостности, объективно присущей вос­принимаемому предмету, а не как изначальное свойство воспри­ятия в гештальтпсихологии. Целостность - не изначально задан­ное свойство, она формируется в предметной деятельности чело­века.

Структурность восприятия — расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Че­ловек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах воспри­

нимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (рис. 20). В них фигура и фон могут меняться местами, происходит переструктурирование.

Осмысленность восприятия (категориальность) - осмыслить вос­приятие - значит осознать предмет, который оно отображает, вы­явить предметное значение его сенсорных данных, В процессе ос­мысления чувственное содержание восприятия подвергается ана­лизу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобще­нию.

Осмысление предмета завершается называнием его словом - по­нятием, то есть отнесением к определенной группе, классу, катего­рии предметов. Осмысленная информация опознается существен­но быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, несколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логичес­кого составляют существенную черту человеческого восприятия.

Обобщенность восприятия - А.Р. Лурия считал одним из самых важ­ных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совмест­ное отражение единичного и общего. Этому способствует и назва­ние предмета, поскольку слово и обобщает.

Избирательность восприятия - из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознан­

ностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует избира­тельность восприятия, которая зависит от интересов, в значитель­ной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр. Исследования А.И. Богословского, проведенные во время Отечественной войны, показали, что восприятие форм существенно повышалось, если рас­сматриваемой фигуре придавалось значение «своего» или «вражес­кого» самолета.

Константность восприятия (от лат. constants - постоянный) -свойство восприятия воспроизводить предмет относительно посто­янным образом при изменении условий его восприятия (освещен­ности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаля­емся от предметов или приближаемся к ним - они в нашем воспри­ятии не изменяются в размерах. Константность восприятия - это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое вре­мя в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (ис­следования А. Р. Лурия).

Апперцепция (от лат. ad - к и percipio - воспринимаю) - зависи­мость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его об­щего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоцио­нальных состояний, то есть восприятие - не пассивное снятие ко­пий, слепков с действительности, а активный процесс построения психических моделей действительности, детерминированный все­ми сложившимися особенностями личности.

Термин введен немецким философом Г. Лейбницем. Так, опыт­ный психолог заметит больше особенностей воспринимаемой лич­ности, чем не имеющий опыта, в просматриваемом кинофильме каждый человек заметит в большей степени то, что ему интересно и т.д.

Историчность восприятия - включенность восприятия человека в процесс исторического развития его сознания. Восприятие действи­тельности на данной ступени развития вырастает на основе опосре­дования его всей прошлой общественной практикой, в процессе ко­торой переделывается и чувственность человека. Так, человеческий слух сформировался в значительной мере благодаря развитию речи и музыки, а зрение - благодаря развитию геометрии и изобразитель­ному искусству. Всякое восприятие фактически является включени­ем воспринятого объекта в определенную систему представлений и

понятий, запечатлевшуюся в речи, которая представляет собой про­дукт общественно-исторического развития.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, нося­щее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен вос­приятия, существующий только в голове человека и не соответству­ющий какому-либо реальному явлению или объекту. Могут происхо­дить в разных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны:

1) иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Так, бе­лые предметы кажутся больше:

2) иллюзии, связанные с переоценкой величины вертикальных отрезков по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве:

3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая вели­чина фигуры зависит от окружения. Круг кажется большим среди маленьких кружков и меньшим - среди больших:

4) иллюзия переноса. Это означает перенос свойств целой фигу­ры на ее отдельные части. Такова иллюзия Мюллера-Лайэра и др:

5) иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона:

К другому виду иллюзий восприятия относятся иллюзии видимого движения: 1) движение автокинетическое - хаотическое перемеще­ние объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в пол­ной темноте; 2) движение стробоскопическое - впечатление движе­ния объекта при быстром последовательном предъявлении двух не­подвижных стимулов в близком соседстве (киноизображение); 3) дви­жение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объек­та в сторону, противоположную движению окружающего фона.

К незрительным иллюзиям относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажет­ся тяжелее.

Единой теории, объясняющей все иллюзии, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты - результат работы в необычных условиях тех же механизмов, что и в нормальных условиях.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Рецептурный аппарат у ребенка в значительной мере созрел для функционирования уже к моменту рождения. Развитие воспри­ятия ребенка является в основном развитием осмысливания чувс­твенных данных ощущения, осознанием их предметного содержа­ния. Раннее осмысливание восприятия предметов не исключает то­го, что оно проходит длинный путь развития. В раннем восприятии ребенка значительное место принадлежит аффективно-моторным и эмоциональным реакциям и его познавательным установкам (что это?). Слабость анализа и синтеза влечет за собой неумение выде­лять существенное в воспринимаемых явлениях и невысокий уро­вень обобщения. По мере того как восприятие становится созна­тельным и целенаправленным актом, оно превращается в наблю­дение, развивающееся по определенным этапам. Огромную роль в процессе становления восприятия играют обучение и воспитание, опыт перцептивной деятельности. Ребенка необходимо обучать слежению за движением, дегустации, прислушиванию, манипуля­ции предметами и др.

Для развития восприятия необходимо использовать предметы, разнообразные по форме, цвету, структуре, фактуре, а также такие виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.

НАРУШЕНИЯ

Нарушениями восприятия могут быть иллюзии и галлюцинации, а также другие более сложные нарушения, которые описывает кли-

ническая психология (расстройства узнавания, искажения воспри­ятия времени, пространства, собственной личности и пр.). Зри­тельные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного об­раза (восприятие висящего в шкафу пальто как человека). Слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шу­мов, звуков (резкий шум за дверью может восприниматься как зво­нок в дверь). Вкусовые иллюзии выражаются в появлении «привку­сов». Наблюдаются и другие иллюзии (тактильные, болевые, темпе­ратурные).

Галлюцинации - это восприятия, возникающие без наличия реаль­ного объекта, сопровождающиеся убеждениями в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Восприятие объекта во многом зависит от особенностей личнос­ти. Поэтому индивидуальные особенности восприятия достаточно велики. Различия могут быть, например, по типу восприятия:

1) синтетический или аналитический; 2) объяснительный или описательный; 3) объективный или субъективный.

Люди различаются и по характеру наблюдательности (быстроте, степени преднамеренности, активности и др.). Существуют также индивидуальные различия в восприятии времени, пространства и движения.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Изучение восприятия в науке шло экспериментальным путем. История науки знает многочисленные эксперименты, направлен­ные на исследования свойств восприятия, закономерностей, факто­ров, влияющих на его продуктивность и т.д.

В качестве примера приведем эксперимент американского пси­холога И. Колера о перестройке пространственной организации восприятия.

Этот исследователь надевал испытуемым призматические очки, которые перевертывали воспринимаемое изображение вверх нога­ми или справа налево. Сначала испытуемые совершенно не могли ориентироваться в окружающей среде, оставаясь полностью бес­помощными, однако при длительном и постоянном ношении та­ких очков они настолько адаптировались к ним, что извращение,

полученное с помощью очков, переставало влиять на их движения и они переставали воспринимать неправильность воспринимаемой их глазом картины.

Диагностические

Для диагностики различных особенностей восприятия использу­ются различные методы и методики, например:

- методика «Шкала приборов»;

- методика изучения восприятия времени;

- методика информационного поиска для изучения сенсорно-перцептивного процесса и др.