Сенсомоторный период развития психики.

Моторный этап развития психики.

Созревание моторики, ее совершенствование и дифференциация происходят на протяжении всей жизни индивидуума. Моторный же этап развития весьма непродолжителен (от рождения и до года). Реакции ребенка в первые дни и месяцы жизни — рудименты последующих психических реакций — это в первую очередь двигательные реакции (крик, плач, двигательное беспокойство). Они возникают в ответ на голод, холод И изменения положения тела.

С полугода и до 6—7 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим. Однако они утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными — «сенеомоторными» — актами.

Моторные реакции, приобретая в ходе усложнения сенсомоторный характер, становятся основой для формирования «психомоторных», т. е. таких двигательных актов, которые носят уже осознанный характер.

Сенсомоторная дифференциация является базой формирования всех психических функций: перцепции (восприятия), внимания, целенаправленной деятельности (воли), аффектных реакций, мышления и сознания.

Важной особенностью сенсомоторного периода развития ребенка является формирующаяся у него способность к

Основы психологии

сопоставлению и противопоставлению воспринимаемых объектов и образов представления их.

Сложная сенсомоторная дифференциация является основой для формирования уже в дошкольном возрасте первых понятий, умозаключений, категорий абстрактного и причинного мышления. Наиболее отчетливо этап сенсомо-торного периоды, развития завершается формированием у ребенка представления «схемы тела» (к 6—7 годам); это выступает вначале в виде ориентировки ребенка в сторонах тела, уверенно на себе, а нередко уже и на собеседнике.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).