Функции и структура общения

V. Психология общения

ВОПРОС 117

Общение — специфическая форма взаимодействия челове­ка с другими людьми как членами общества, в общении реали­зуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: ком­муникативная сторона общения состоит в обмене информаци­ей между людьми; интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установление на этой основе взаимопо­нимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говоря­щих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же по­нятия, что и я, — это объективное социальное значение сло­ва можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека .через призму его собствен­ной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому мы не всегда правильно пони­маем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая спо­собна придавать разный смысл! одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, допол­нять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общеприня­тыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, так и экспрессивными, т. е. служить для большей выразитель­ности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т, п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает кон­кретные средства, речевые фразы, которыми будет пользо­ваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, конт­роль эффективности общения на основе установления об­ратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то го­ворящему не удается добиться ожидаемых результатов обще­ния — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабель­ностью».

 

ВОПРОС 118