Генетический подход Чампиона Тойча

В определенной степени близок к трансперсональной пси­хологии подход доктора Чампиона Курта Тойча.Его концеп­ция, что генетический код до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуе­мых биологических и физиологических особенностей организ­ма, предрасположен ноете и к определенным болезням, но не­сут и генетический код, определяющий определенные паттер­ны поведения, предрасположенность к определенным пробле­мам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информа­цией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уни­кальное Основное ВнутреннееНаправление (ОВН) — соеди­нение генетических, бессознательных и сознательных факто­ров, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли независимо от своих сознатель­ных реакций и интерпретаций. «Излучение» ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Жертва не может существовать без Преследователя, образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Невысказанные ко­манды, бессознательные ожидания, спрятанная враждебность, вина, страх или желание смерти «включают» потенциальных партнеров. Бесполезно решать конкретный конфликт — он бу­дет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и ее по­томков, определяя историю семьи до тех пор, пока ОВН Жерт­вы остается прежним. Таким образом, конфликты могут пере­даваться «по наследству»,они могут переходить из родитель­ской генетической семьи в семью собственную, передаваться из поколения в поколение. Реальность наличия подобных унас­ледованных конфликтов и проблем все более признается пси­хологами и медиками. Генетический подход Ч. К. Тойча по­зволяет выявить и осознать подобные унаследованные конф­ликты и проблемы, анализируя реальные факты биографии как самого человека с его раннего детства и особенностей его вос-питакия так и факты биографии его родителей, его бабушек и дедушек, дядей и тетей, выявляя устойчивые, ненаследуемые, повторяемые паттерны поведения, повторяемые семейные про­блемы и конфликты, своеобразный «генетический код». Док­тор Тойч, один из основателей виктимологии (от «victum», англ. — жертва) утверждает, что человек во многом — жертва генетического кода и проблем своих предков,невольно повто­ряет ошибки и нерешенные проблемы своих предков.И если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жиз­ни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков. Осознание генетического кода, нежелательных семейных повторяемых паттернов поведения (например, повто­ряющийся алкоголизм — дед, отец, сын, внук склонны к алко­голизму; или из поколения в поколение все женщины в роду выходили замуж по расчету и были очень несчастливы в заму­жестве) в сочетании с выработкой и реализацией четкого плана практических действий по преодолению этих паттернов позво­ляет человеку изменить свою жизнь к лучшему в различных аспектах. Тойч доказал своей терапевтической практикой на протяжении 30 лет, что ОВН, а следовательно, и судьба человека может быть изменена путем понимания и сознательно направ­ляемой систематической деятельностью по реализации Про­граммы Усовершенствования — точного пошагового плана преодоления нежелательного семейно-генетического кода, по­вышения продуктивности жизни, работы, улучшения здоровья.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энер­гетическую волну (как предполагают физики — мысль это энергическая волна виртуальных фотонов мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каж­дого человека имеют свою специфическую амплитуду, интен­сивность, диапазон частоты. Происходит психическое взаи­модействие между людьми на неосознаваемом уровне, посколь­ку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бес­сознательную часть психики другого человека, особенно тес­ное бессознательное взаимодействие и взаимовлияние проис­ходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частот­ные характеристики — обычно это родственники, родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый чело­век неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание другого человека, происходит бессознательное энергоинформационное взаимодействие. Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного человека в бессознательную сферу психики другого человека (ребенка, супруга, друга, коллеги) и далее животных.

Другой человек, назовем его условно «приемник», спосо­бен принять не только слова и действия собеседника, но на бессознательном уровне происходит прием энергетического мысленного излучения собеседника, причем сильнее воспри­нимается «энергетическая волна бессознательных желаний иустановок собеседника»,но чаще всего эта информация не осоз­нается человёком-«приемником», хотя способна оказать то или иное воздействие на его состояние, поведение. В редких случа­ях, когда интенсивность энергетического излучения мысли была , велика и совместима, полученная информация может дойти до уровня сознания (например, вы почувствуете, что с вашим близ­ким родственником в другом городе случилось что-то опасное). Тойч отмечает, что этот естественный механизм бессозна­тельного эиергоинформационного взаимодействия между людьми может в ряде случаев приводить к передаче, «зараже­нию» бессознательными проблемами одного человека от дру­гого. Тойч указывает, что можно выделить три формы отреагирования проблем, стрессов у человека:

1 — «внутричеловеческий»— когда человек сталкивается с какой-то неразрешимой и болезненной для него проблемой, которую стремится «выгнать из сознания» вследствие ее не­приятности или запретности, то «подавленная» проблема пре­вращается в бессознательный комплекс, который постепенно может проявляться через недомогание, злость, переедание, пьянство, болезни, смерть и другие формы, являющиеся гене­тически предсказуемыми;

2 — «межчеловеческийспособ» — когда проблема челове­ка — «репрессора» «загоняется» в его бессознательную часть психики, но этот бессознательный комплекс проявляется в виде энергетической волны-излучения и энергетически проецирует­ся, передается в бессознательную часть психики другого чело­века — «экспрессора» (это может быть ребенок, супруг, друг), и человек-«экспрессор» может ощущать подсознательно и вы­ражать внешне (через свою злость, свои болезни, пьянство и пр.) чужой стресс, записанный в подсознании репрессора, ка-ясущегося спокойным, здоровым и необеспокоенным. Таким об­разом, «зкспрессор» оказывается невольной жертвой чужих про­блем, расплачиваясь за них порой здоровьем и жизнью, а «реп-рессор» — первоисточник и виновник проблем — остается здо­ровым и спокойным. Недаром концепцию Тойча называют кон­цепцией виктимологии (от слова «жертва»);

3 — «генетический» способ— если проблема очень суще­ственная, не преодолена человеком и подавлена в «бессозна­тельное», то возможна ее передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам. И этот про­цесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произой­дет случайная модификация (где-то после седьмого поколения), либо пока один или несколько потомков смогут решить эту проблему, сделают сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый чаттерн проблем и поведения. Чем серь­езнее проблема, чем она «греховнее», тем быстрее она перехо­дит к потомкам. Неустраненный стресс предка будет развиваться но своей интенсивности, так как он передается из поколения в поколение и усиливается современными ситуациями. Этот бес­сознательный процесс может быть преодолен только путем внутреннего незнания и сознательных действий человека.

 

ВОПРОС 116

Жизненные сценарии в судьбе человека (Э. Берн)

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознатель­но, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в го­лове свои жизненные сценарии. Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто не зависимо от его сопротивления или свободного выбора.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случа­ев на родительском программировании,которое ребенок вос­принимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других лю­дей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское програм­мирование дает ему способ структурировать свое время (т, е. приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо ука­зывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, переда­ют им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя резуль­тат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции трансахтного анализа Э. Берна, сце­нарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) дей­ствительную «включенность» в какой-то особенный метод, не­сущий успех или неудачу.

Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь— это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним кон­цепцию виктимологни Ч. Тойча), а также положением, кото­рое создают родители, и различными внешними обстоятель­ствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план.

Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу : родительское программирование, поддерживаемое «внут­ренним голосом», который древние звали «демоном»; конст­руктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому.Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно от­носиться ко всему происходящему в окружающем мире. Чело­век сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему сво­боду осмысливать их, а если надо и отстаивать их или бороть­ся с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свиде­тельствовать о постоянной борьбе.

Возможны четыре основные жизненных сценария: I) «Я» — хороший, все ОНИ — хорошие, жизнь — хороша» — сценарий «победителя»; 2) «Я» — плохой, ОНИ — плохи, жизнь — пло­ха» — сценарий «побежденного», неудачника; 3} «Я» — хоро­ший, но ОНИ — плохие, жизнь — плоха» — сценарий «озлоб­ленного пессимиста», 4) «Я» — плохой, а ОНИ — хорошие — сценарий «комплекса неполноценности».

Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жиз­ненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, браке, в сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной сфере и стадии своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций: 1) идеализация действи­тельности, 2) крушение, 3) вызов всему (неповиновение), 4) уход от дел, 5) осознание, 6) решительность, 7) убежденность.