Гуманистический и феноменологический подход к анализу личности К. Роджерса

Согласно Карлу Роджерсу (1902—1987), каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохра­нять ее и улучшать. У человека на основе разнообразного жиз­ненного опыта общения с другими людьми и поведения людей по отношению к нему, формируется система представлений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей — образует «иде­альное Я». К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я» реальное. Поскольку у человека есть потребность в само­уважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чув­ства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате человек все мень­ше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть! личности подавляется, прячется, что вызывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отделение от «иде­ального Я». Личность уравновешена тем больше, чем больше согласия или конгруэнтности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему «идеальному Я», а именно в этом суть актуализации. Стремление к саморазвитию, самоактуализации, пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека.

Феноменологический подход Роджерса базируется на еледующих идеях:

• поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания дей­ствительности;

• люди способны сами определять свою судьбу, т. е. самоопределение является существенной частью природы человека, и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют;

• люди в своей основы добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в на­правлении автономности и зрелости, реализуя внутрен­ние возможности и личностный потенциал.

Люди реагируют на события в соответствии с тем, как они субъективно воспринимают юс. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интер­претирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, необходимо понять его внутренний мир, его субъективные переживания, которые ответственны за его поведение.

Восприятие и интерпретация человеком самого себя или его Я-концепцвя («самость»)отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни.

Роджерс выделяет условия, важные для развития Я-концепции:

• для любого человека важно, чтобы его любили и прини­мали другие — эта потребность в позитивном вниманииразвивается как осознание возникновения «Я»;

• людям необходимо позитивно рассматривать себя — эта потребность в позитивном внимании ксебе гарантиру­ет, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его по­ступках. Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией;

• люди, особенно дети, сильно подвержены влиянию зна­чимых лиц, а поскольку чаще всего значимые лица (ро­дители, учителя, друзья и пр.) позитивно относятся толь­ко к желаемому поведению человека, проявляя тогда внимание, любовь, уважение, (по принципу: «Я буду ува­жать, любить и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть»), то ребенокстарается соответствовать стандартам, ожиданиям и тре­бованиям других, ведет себя так, как требуется, чтобы ; получить одобрение и признание людей, и скрывает все то, что может не понравиться этим значимым лицам. Чем шире эта область скрываемого, подавляемого, тем 1 сильнее выражается «притворство» в поведении человека, тем более нарастает разрыв между «реальным Я» и реальным пове­дением, а также между «реальным Я» и «идеальным Я», тем невротичнее состояние и поведение человека, тем более зат­рудняется процесс актуализации и развития личности.

Роджерс считал, что единственный способ не мешать тен­денции актуализации и развития личности человека — это дать ему безусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, ко­торый ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведе­ние. Безусловное позитивное внимание и принятие ребенка со стороны других лиц обусловливает и позитивное отношение человека к самому себе, искренность его поведения и чувств, раскрывает его естественную тенденцию самоактуализации, присущую каждому человеку.

Многие люди имеют негативную Я-концепцию, то есть не­довольны собой, не способны принимать себя и соответствен­но не могут принимать других, недовольны всей жизнью и все­ми окружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим. Самоприятие является важ­ным и необходимым условием для полноценного функциони­рования человека.

Позитивно развитый человек способен свободно жить так, как он хочет, без внешних ограничений и запретов, способен делать выбор и руководить собой, осознавая свою эмпиричес­кую свободу по принципу: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам», не перекладывая ответственность на других. Для оптимальной психологической зрелости характерна креативность, творческий образ жизни, способность жить конструктивно и адаптивно создавая продукты творчества (идеи, проекты, действия), гибко, творчески приспосабливаясь к изменяющимся услови­ям.

Гуманистическая терапия, центрированная на человеке, пред­полагает, чтобы психотерапевты никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, не пробовали задавать вопросы, они лишь пытались отразить то, что сказал клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения, выполняя как бы роль «вып­рямляющего зеркала», т. е. отразить клиенту более точно то, что он в действительности говорит и чувствует, понять самовоспри­ятие клиента, установить благоприятные взаимоотношения с клиентом. Терапевт испытывает эмпатическое понимание внут­ренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту, терапевт способен чувствовать внутренний мир пере­живаний клиента так, как если бы он был его собственный, спо­собен смотреть на мир как бы глазами клиента.

 

ВОПРОС 111