Когнитивные теории личности

Слово «когнитивный»происходит от латинского глагола cognoscere — знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого под­хода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и меха­нически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно боль­шее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать пробле­мы, встающие перед ним каждую минуту. Швейцарский психо­лог Жан Пиаже (1896—1980), поставив перед собой задачу выяс­нить, каким образом человек познает реальный мир, изучал за­кономерности развития мышления у ребенка и пришел к выво­ду, что когнитивное развитие представляет собой результат по­степенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоян­ных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем5 что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые прохо­дят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной си­стемы, опыта обращения с различными предметами и таких со­циальных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания че­ловека как «понимающего, анализирующего», поскольку чело­век находится в мире информации, которую надо понять, оце­нить, использовать. Поступок человека включает три компо­нента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, т. к. мысли и чувства были ины­ми. Субъективная интерпретация ситуаций есть более истин­ный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпрети­руют ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реаль­ной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитив­ная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т. к. сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

После реакции человек в той или иной степени осуществ­ляет субъективный анализ своего поведения, степени его ус­пешности, на основе чего осуществляет необходимую коррек­цию кли делает какие-то выводы на будущее.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального пове­дения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуаци­онных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он все­гда такой»), напротив, даже хорошие люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуа­циях. Ситуации создают потенциальные силы, способствую­щие актуализации или препятствующие реализации намерения, планов, отношений человека. Находя или создавая соответству­ющий — удобный — канал ситуационных явлений, можно до­биться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками си­туации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.

Психолог Эллис считает, что неправильное поведение че­ловека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных момен­тов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску но­вых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, бо­лее эффективными формами, т. е. модификация мыслей при­водит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет — что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное по­ведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процес­сов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «моди­фикации дисфункциональных убеждений и ошибочных'способов переработки информации».

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллек-туальныхили мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли (1905—1966) — один из основателей этого на­правления, считал, что любой человек — это своеобразный ис­следователь, стремящийся понять, интерпретировать, предви­деть и контролировать мир своих личных переживаний, дела­ющий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий пред­положения о будущем. И хотя объективная реальность суще­ствует, но разные люди осознают ее по-разному. Келли пола­гал, что люди воспринимают мир при помощи четких сис­тем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт это идея или мысль, которую человек исполь­зует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действителыюсти в терминах схожести иконтраста. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, 3 вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру.

 

ВОПРОС 108