Психология как наука
830.7 1 3
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Издание третье, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru www.koob.ru
«Феникс» Ростов-на-Дону 2000
ББК 22. ЗЯ72 С 81
Рецензенты:
профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН)
профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ)
Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.
ISBN 5-222-00483-Х
ББК 22. ЗЯ72
цгаБим.Н.А.Некрасова
' Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop ... ___,-------------
© Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ. 1
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ... 6
1. Психология как наука. 6
Происхождение слова «психология». 6
основные этапы ее развития. 7
1.1. Задачи и место психологии в системе наук. 7
1.2. Отрасли психологии. 8
1.3. Методы психологии. 10
2. Понятие психики. 11
Соотношение субъективной и объективной реальности. 13
Развитие психики в филогенезе. 14
Структура психики человека. 16
Психические процессы. 16
Психические состояния. 16
Психические свойства. 16
2.1. Психика и организм.. 17
Психика, нервная система, мозг 20
Таблица 1. 21
2.2. Психика, поведение и деятельность. 23
Деятельность. 23
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 27
ЛИТЕРАТУРА. 27
Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.. 28
1. Краткий экскурс в историю психологии. 28
2. Фрейдизм, психоанализ. 34
Теория сексуального развития 3. Фрейда. 38
3. Бихевиоризм.. 40
3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера. 41
3.2. Теория социального научения. 42
Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения. 43
4. Когнитивный подход в психологии. 44
4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли) 46
5. Гуманистические теории личности. 49
5.1. Феноменологический подход Роджерса. 51
5.2. Теория личности Г. Тома. 55
6. Аналитическая психология К. Юнга. 56
Структура психики человека в концепции К. Юнга. 56
6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.. 58
7. Трансперсональная психология. 63
7.1. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа. 64
8. Психогенетический подход Ч. Тойча. 71
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 75
ЛИТЕРАТУРА. 75
Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 76
1. Ощущения и восприятия. 76
Познавательные психические процессы.. 77
Основные характеристики анализаторов. 79
1.1. Восприятие. 80
Свойства восприятия: 81
Виды восприятия. 84
Сознательное и подсознательное восприятие. 85
Преднамеренное и непреднамеренное. 85
Нарушение восприятия ПРИ. 86
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 87
ЛИТЕРАТУРА. 87
1.2. Внимание. 88
Виды внимания. 89
2. Закономерности памяти. 92
Виды памяти. 96
2.1. Расстройства памяти. 97
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 99
ЛИТЕРАТУРА. 99
3. Мышление. 99
3.1. Развитие мышления в персоногенезе. 100
Виды мышления: 102
Структура мыслительного процесса решения проблемы: 104
Операции мыслительной деятельности. 105
3.2. Понятие и представление. 105
Мотивация мышления. 107
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей. 107
Синтетический стиль мышления. 108
3.3. Способы активизации мышления. 109
Основные правила проведения «мозгового штурма»: 109
3.4. Расстройства мышления. 109
классификацию расстройств мышлени-я созданную Б. В. Зейгарник. 110
4. Воображение. 113
4.1. Виды воображения. 114
Мысленный эксперимент. 115
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 116
ЛИТЕРАТУРА. 117
5. Речь. 117
5.1. Виды речевой деятельности и их особенности. 118
6. Интеллект. 119
6.1. Оценка интеллекта. 122
6.2. Креативность, или творческая одаренность. 124
6.3. Коррреляция между креативностью и индивидуальными характеристиками. 126
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 127
ЛИТЕРАТУРА. 127
Глава 4 СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.. 127
1. Сознание как высшая ступень развития психики. 127
2. Самосознание. 131
Критерии самосознания: 132
2.1. Нарушения самосознания. 133
3. Взаимодействие сознания и подсознания. 134
4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 135
4.1. Теории эмоций. 137
4.2. Стресс и фрустрация. 139
4.3. Физиологические механизмы стресса. 140
Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: 141
5. Воля как характеристика сознания. 142
5.1. Структура волевого действия. 143
6. Состояния сознания. 144
Результаты деятельности. 145
6.1. Нарушения сознания. 151
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 151
ЛИТЕРАТУРА. 151
Глава 5 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Б ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 152
1. Индивидуальность и личность. 152
1.1. Свобода воли. 155
1.2. Общее и индивидуальное. 156
1.3. Психологическая структура личности. 156
Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову): 157
2. Способности как проявление индивидуального в психике. 157
Способности можно классифицировать на: 158
3. Типология темперамента. 159
3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика. 160
3.2. Роль темперамента в деятельности. 162
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. 162
4. Конституционные типологии. 163
5. Диспозиционное направление и факторный анализ личности. 165
факторы второго порядка (по Кэттелу): 168
Приведем список мотивационных факторов (по ГилфорДУ): 168
5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией. 169
список поверхностных черт личности по Кэттелу: 170
6. Типологический подход. 171
7. Характер, акцентуации характера и неврозы.. 172
7.1. Акцентуации характера. 175
7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации. 176
7.3. Неврозы.. 180
Социокультурная концепция К. Хорни о природе неврозов. 181
8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности. 182
Оргоническая энергия обладает следующими свойствами: 183
9. Типологии характера. 183
9.1. Классификация А. Ф. Лазурского. 184
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: 184
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. 184
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. 184
9.2. Типология социальных характеров Фромма. 185
Неплодотворные ориентации: 185
9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь) 189
9.4. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром) 190
Можно выделить четыре основных манипулятивных системы. 191
9.5. Типологические модели индивидуальных характеров. 192
Психоаналитические типологии. 192
9.6. Типологическая модель К. Юнга. 195
9.7. Типология психосоциотипов. 198
Существуют четыре основных предпочтения: 198
Таблица 5.1. 199
9.8. Сенсорная типология. 200
Таблица 5.2. Типология психосоциотипов. 201
9.9. Психогеометрическая типология. 202
Основные психологические характеристики поведения. 203
9.10. Клинические типологии личности. 203
Типологическая модель психопатий (П. Б. Ганнушкин) 203
Группа астеников. 204
Группа Шизоидов. 204
Группа параноиков. 204
Группа эпилептоидов. 205
Группа истерических психопатий. 205
Группа неустойчивых психопатов. 205
Группа конституционно глупых. 206
9.11. От «комплекса неполноценности» к личностному росту. 206
Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. 207
9.12. Типы людей и «локус контроля». 209
9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности. 209
личностные характеристики в рамках данной типологии. 210
10. Мотивация. 212
Выделяют классификацию потребностей: 213
11. Психические состояния. 220
11.1. Агрессивность и агрессивное поведение. 221
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 226
ЛИТЕРАТУРА. 227
Глава 6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ... 227
1. Психология общения. 227
1.1. Функции и структура общения. 227
В процедуре общения выделяют следующие этапы: 228
Стратегии общения: 229
Виды общения. 229
1.2. Трансактный анализ общения. 230
1.3. Вербальные и невербальные средства общения. 231
1.4. Общение как восприятие людьми друг друга. 233
1.5. Синтоническая модель общения. 237
1.6. Виды и техники слушания. 242
Процесс слушания. 242
Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: 243
Виды слушания. 243
Правила эмпатического слушания: 245
Знаки внимания в общении. 246
2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения. 247
2.1. Межличностные отношения и взаимодействия. 248
2.2. Взаимодействие в группе. 254
2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. 262
Сфера руководства включает три блока: 268
Выделяют следующие стили управления. 269
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 271
ЛИТЕРАТУРА. 272
Глава 7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.. 273
1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики. 273
1.1. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы.. 277
Педагогические принципы.. 278
1.2. Основные понятия дидактики. 279
2. Психологические особенности обучения. 282
2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей. 285
Стратегия формирования психики — стратегия интериоризации. 285
2.2. Стратегия экстериоризации. 288
Стратегия проблематизации и рефлексии. 288
2.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 289
3. Структура педагогической деятельности. 295
3.1. Методологическая структура педагогической деятельности. 295
3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. 296
Таблица 7.1. 297
3.3. Основные дидактические концепции. 299
4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения. 300
Таблица 7.2. Классификация методов по характеру деятель' ности обучаемых. 301
4.1. Программированное обучение. 303
4.2. Проблемное обучение и деловые игры.. 304
4.3. Производственно-профессиональное обучение. 306
ОБРАЗЕЦ УЧЕБНОЙ КАРТЫ.. 308
4.4. Инновационное обучение. 309
5. Педагогическое общение. 311
5.1. Стили педагогического общения. 312
Диалог и монолог в педагогичееком общении. 313
Основные психолого- педагогические приемы обучения при педагогическом оптимальном общении 317
5.2. Воспитание и его закономерности. 317
Гуманистическая педагогика. 318
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 323
ЛИТЕРАТУРА. 323
Глава 8 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 324
1. Жизненный цикл развития человека. 324
1.1. Развитие нервной системы.. 326
1.2. Физическое развитие. 326
1.3. Половое развитие. 327
1.4. Когнитивное развитие. 328
Согласно концепции Пиаже (1966 г.), 328
Стадия конкретных операций включает: 329
1.5. Нравственное развитие. 331
Теория III. интпенционалъности (намерений) 332
2. Формирование и развитие личности. 332
2.1. Социализация личности. 332
Социальная роль. 333
Социальный статус. Систематизация социалъных ролей. 334
Ролевые и вну'триличностные -конфликты.. 335
Различия между социализацией детей и взрослых. 336
2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона. 337
Жизненные кризисы.. 337
Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. 338
3. Психологические особенности возрастных периодов. 338
1. Моторный этап развития психики. 339
2. Сенсомоторный период развития психики. 339
3. Аффекпшный этап развития психики. 339
4. Идеаторпый этап развития психики. 339
3.1. Кризис новорожденное-™... 340
3.2. Стадия младенчества. 341
3.3. Ранний возраст. 341
3.4. Кризис трех лет. 342
3.5. Дошкольный возраст. 343
3.6. Младший школьный возраст. 345
3.7. Подростковый возраст. 347
3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. 351
Особенности развития личности студента. 354
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.. 365
ЛИТЕРАТУРА. 366
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с теломи контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Происхождение слова «психология»
Своим названием и первым onределением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею вбогиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета ицелей психологии. Отметим