Воспитательная функция.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная.

Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общест­венными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного ко­личества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то ^естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка вызывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянства родителей является одной из важнейших причин негативных [отклонений в поведении детей и детской преступности. По некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя. Большинство фактов детского аморализма и преступности под­ростков связано с употреблением спиртного. Особую озабоченность вызывает растущий алкоголизм женщин. При этом наблюдается весьма тревожный симптом: темпы роста женского алкоголизма в полтора-два раза превышают темпы роста женского алкоголизма.

Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей (показательно, что большинство подростков воспринимают отца и мать автономно, изолировано, для них родители как единое целое будто бы не существуют). В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, что надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивость стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и де-1 душек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые! люди, не умеющие и не желающие брать ответственность за себя.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказ родителей от воспитания детей под предлогом того, что это должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего материально обеспечить своих детей, «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно липла тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители я дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень) доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в семье отсутствует опыт педагога со взрослыми, слабо развитой потребностью во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого — выработка детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское пове­дение расценивается па уровне обыденного сознания как наи­более адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим далеко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

Хозяйственно- экономическая функция.

Эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и исполь­зование семейного бюджета, организацию Змеиного потребления, проблему распределения домашнего уда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами . В нашей стране, где невысок уровень механизации в труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложаться в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей — противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы. Однако массовые опросы показывают, что лишь небольшой процент жен-(5%) выбирает в качестве наиболее привлекательного образа жизни семейной неработающей женщины, посвятившей се-исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, продолжительности рабочего времени и размеров отпусков допускает всего 1% опро­сных женщин. Между тем более половины считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск — длиннее1

Однако учитывая существующее положение дел, сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них Образа жизни, единственный реальный вариант решения проблемы? двойной занятости женщин — перераспределение семейно-бытовых обязанностей.