Учет темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че­ловека и ее динамическим особенностям определенные требо­вания, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психичес­ких состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От тем­перамента зависит влияние различных факторов, определяю­щих уровень нервно-психического напряжения (например, оцен­ка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь- профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, кото­рые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профес­сии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путьприспособления темперамента к деятельнос­ти заключается в индивидуализации предъявляемых к челове­ку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путьзаключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положитель­ного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый,основной и наиболее универсальный путь при­способления темперамента к требованиям деятельности — фор­мирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систе­му приемов и способов действия, которая характерна для дан­ного человека и целесообразна для достижения успешного ре­зультата.

Темперамент— это внешнее проявление типа высшей нерв ной деятельности человека, и поэтому в результате воспита­ния, самовоспитания это внешнее проявление может искажать­ся, изменяться, происходит «маскировка» истинного темпера­мента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темпера­мента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в об­щении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не­принужденно, новая необычная ситуация его только возбужда­ет, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с тру­дом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенно­стями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламен­тированность деятельности, напротив, приводит его к быстро­му утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в усло­виях строгой регламентации и монотонного труда обнаружива­ют большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть осо­бенности реакции лиц с разным типом темперамента и адек­ватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и соци­ально ничтожная личность.

 

 

ВОПРОС 73