РАЗНОВИДНОСТИ ТУРОВ

Тема 4.3. Особенности формирования тура

 

В зависимости от главной цели путешествия можно выделить следующие туры:

• для отдыха или удовольствия или развлечения pleasure tour, delights tour. Это наиболее распространенный и массовый вид туризма и отдыха;

• в целях отдыха и оздоровительных целях на курорт resort or health resort or resort-spa. Тур, совершаемый с оздоровительными или лечебными целями health & fitness tour or resort tour. Cna Spa или health spas — санаторий, оздоровительно-лечебное учреждение, обычно в курортных зонах, на минеральных, целебных водах, термальных источниках, целебных грязях и др. Чаще всего — это курорт с лечебными минеральными водами;

• Наиболее известные зарубежные курорты-водолечебницы: Виши, Виттель и Экс-ле-Бен (Франция); Бад-Наухейм, Висбаден и Баден-Баден (Германия); Бад-Ишль, Бад Гастайн и Баден-бей-Вин (Австрия); Спа (Бельгия); Бат и Бакстон (Великобритания); Абано-Терме и Сальсомаджоре (Италия); Саратого-Спрингс, Уайт-Салфер-Спрингс и Хот-Спрингс (США); Карловы Вары, Лазне и Подебради (Чехия и Словакия), Бурса (Турция), Атами (Япония). Значительное количество термальных источников известно в Греции и Венгрии.

Выбор курорта и использования целительных свойств должен производиться по рекомендации или назначению врача. Продавая такой тур, целесообразно оговорить с туристом ответственность за возможные неблагоприятные последствия самолечения, которые могут быть не признаны страховым случаем.

• Развлекательные туры – entertainment. Программы туров в значительной мере ориентированы на приобретение туристом дополнительных услуг. Помощь туристу в реализации его неуемных желаний «покутить» или «хорошо развлечься» оказывает целая индустрия развлечений в сфере туризма. Это комплексы активных игр (гольф, крикет, кегли), катание на лошадях, посещение аттракционов (тематические парки, например, Диснейленд, дельфинарии, зоопарки), рестораны, дансинги, дискоклубы, магазины, казино и др.;

• ознакомительная, рекламная поездка familiarization trip или famtrip. В рекламные поездки обычно направляются турлидеры и работники туроператоров или туристских агентств для детальной отработки маршрута и ознакомления с его условиями. Некоторые государства, активно поддерживающие туристическую деятельность по приему, например, Израиль, дотируют такие ознакомительные поездки из государственного бюджета;

• познавательный connoisseur tour. Посещение туристских центров с познавательными целями. Это всемирно известные города Нью-Йорк (32 млн. туристов ежегодно), Париж, Мадрид, Рим, Санкт-Петербург, Каир, Сингапур, Гонконг, Рио-де-Жанейро и многие другие, ставшие популярными туристическими центрами мирового значения. Основа познавательного тура — богатая экскурсионная программа осмотра города и его достопримечательностей, архитектурных ансамблей, храмов и культовых объектов, музеев, а также и уникальных природных объектов и явлений;

• сельский (деревенский) туризм farmtour or rural tour;

• отдых в каникулы или выходные дни holiday tour или иной период отдыха holiday period. Эти туры обеспечили туристические фирмы еженедельной работой, поскольку туры выходного дня наиболее распространены и охватывают огромный контингент туристов и экскурсантов;

• поездка в красивые горные массивы, прогулка по горам majestic mountains tour, услаждение взгляда замечательными красивыми ландшафтами, закатами и восходами солнца и др.;

• сафари safary tour, тур в целях охоты, рыбной ловли (hunting, fishing, underwater fishing), поездки на природу в заповедники для наблюдения за животными, фотоохота, тур в национальный парк в Кении или ЮАР, в целях увидеть уникальных животных на природе в естественных условиях.

• Практикуется поездка на природу или путешествие в заповедник к местным достопримечательностям на внедорожных автомобилях (джипах) Jeep-Safar.;

• экотуризм ecotour, ecotourism — новая отрасль туризма, которая получила второе название: Nature Tourism with a Soft Touch — дословно: «природный туризм с мягким прикосновением к природе», то есть туризм, обеспечивающий минимальное влияние человека на окружающую природу;

• военный тур на места боев и исторических сражений для ветеранов и родственников погибших воинов, посещение военных объектов и полигонов, боевых морских кораблей, подводных лодок, катание на военной технике, танках, сверхзвуковых истребителях, стрельба из военного оружия на полигонах и в тирах, участие в военных учениях и маневрах, запуске космических кораблей на космодромах в качестве зрителей — military tour, к таким же можно отнести и туры на посещение концлагерей и тюрем, хотя такое, мероприятие является лишь составной частью тура;

• ностальгический (этнический) тур на места исторического проживания nosfaligie four. Туризм на места исторического проживания населения, для встречи с родственниками или изучения (ознакомления) с особенностями культуры и быта определенной этнической группы.

• для посещения родственников или друзей relative & visitors tour;

• религиозное паломничество religious or pilgrim tour, путешествие или тур с религиозными целями.

• Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни;

• ритуальный тур ritual tour на места захоронения родственников или погибших в войнах. Многие туристы посещают места своего исторического проживания именно с целью посетить могилы своих предков. Другую ветвь ритуального туризма составляет посещение могил или предполагаемых мест гибели солдат и офицеров, участвовавших в недавних войнах. Этим видом туризма занимаются комитеты ветеранов воины;

• туры на места катастроф, на потухшие вулканы, на затонувшие суда. Так, летом 1998 г. научно-исследовательское судно «Академик Келдыш», оснащенное глубоководными подводными аппаратами, доставило группу энтузиастов в Атлантику и организовало спуски на дно на место гибели легендарного Титаника;

• туры с целью кладоискательства. Различаются на профессиональные экспедиции в поисках сокровищ и кладов и любительские — приключенческие развлекательного характера, с предоставлением возможности помыть золотой песок в отходах золоторудного производств и т.п.;

• секс-тур sex-tour, главной целью которого является участие в развлечениях сексуального характера:

• (а) тур для мужчин в специальных целях для развлечений с местными женщинами, посещения публичных домов, такой тур особенно популярен в Японии, также практикуется для военнослужащих и вахтовых рабочих, редко объявляется открыто;

• (б) тур, чаще заказной, организуемый для молодых женщин, которые направляются на неделю или более длительный срок за рубеж с целью подработать древней профессией, иногда совмещая с работой в казино, ресторанах, отелях, развлекательных шоу и стриптизах и других;

• (в) туры на специальные мероприятия для представителей секс-меньшинств. Секс-туры преданы анафеме и есть специальные рекомендации ВТО и других общественных организаций, призывающие цивилизованную общественность препятствовать таким видам туризма;

• туры на участие в качестве зрителей крупных спортивных соревнований, в фестивалях. Играх Доброй Воли, Олимпийских играх, чемпионатах и иных первенствах регионального или мирового значения. Любые игры и спортивные соревнования являются коммерческим мероприятием.

• молодежный, детский тур youth four. Как правило ориентирован на организацию туров для школьников в рамках программ обучения, чаще всего дополнительного вне стен школы (сбор гербариев, изучение родного края, ориентирование на местности, изучение приемов походной жизни, робинзонада, предметные экскурсии и т.п.). Международный студенческий билет ISIC, дает право на существенные скидки для молодежи в странах Европейского Союза в рамках проезда и посещения музеев;

• социальный туризм предназначается для инвалидов tour for disabled person и престарелых, пенсионеров и лиц старшего возраста и иных категорий населения, имеющих социальные льготы и дотации;

• конгресс-тур conference tour, congress tour — специализированный тур, организованный для проведения конференции, съезда, ассамблеи или семинара. Относится к категории делового туризма;

• шоппинг-тур за покупками shopping tour (travel as a Bargain, travel for Commerce); в последние годы, например, большой популярностью пользуются шуб-туры в Грецию за символическую оплату предлагающие тур и даже отдых, но с обязательством покупки меховых изделий на определенную сумму. Популярны также шопинг-туры в Лондон, Милан, Вену;

• инсентив-тур incentive tour, поощрительный тур, предоставляемый организацией для премирования (поощрения) своих работников. Доплачивается либо часть тура, либо вся стоимость пакета услуг.

Результатом тур-планирования явля­ется сам тур-пакет, как вид услуги, отвечающий следующим тре­бованиям:

· обоснованность (тур-пакет отвечает определенным целям тура: отдых, отдых + лечение, познавательные и т.д.);

· надежность и безопасность (тур должен быть составлен та­ким образом, чтобы давать туристам время на сон, отдых, питание, восстановление жизненных сил, а также, чтобы его реализация не была сопряжена с опасностью жизни, здоровью, имуществу туристов);

· целостность (тур-пакет должен быть сформирован таким образом, чтобы в ходе его реализации не возникали неза­планированные нестыковки в оказании туристических ус­луг);

· простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота информации о планируемом туре, несложность процедур в бронировании и реализации тура).

 

Выбор схемы работы туроператора по реализации тура зави­сит прежде всего от типа туроператора (аутгоинговый, инкаминговый или инсайд-туроператор).

Аутгоинг, как наиболее слож­ный вид туропереитинга подразумевает возможность двух схем организации туров: подразумевающую непосредственный кон­такт с поставщиками всех туристических услуг, участвующих в тур-пакете и организация туров с участием посредника - meet-компании.

· Прямая организация туров подразумевает контактирование аутгонингового туроператора со всеми поставщиками туристических услуг: перевозчиком, средствами размещения, экскурси­онными бюро, досуговыми организациями и т.д. Для прямой орга­низации туров необходимо:

· отличное владение работниками туроператора всей инфор­мацией об особенностях работы поставщиков локальных туристичес­ких услуг;

· личные связи и дружеские отношения менеджмента туроператора с руководством компаний поставщиков туристических услуг (перевозчика­ми, хотельерами, аниматорами и т.д.);

· свободное владение иностранными языками, что необходимо для ве­дения деловых переговоров;

· наличие возможностей легального перевода денежных средств за рубеж (банковские переводы, вывоз наличных средств).

 

Положительными чертами такой схемы организации работы аутгоинг-оператора являются:

· возможности заключения выгодных договоров оператора и хотельеров (подразумевающие значительные скидки за оп­товые покупки номеров на туристический сезон), оператора и перевозчиков (фрахт транспортного средства);

· непосредственная ответственность туроператора за качество продаваемых им услуг;

· отсутствие необходимости переплачивать за посредничес­кие услуги иностранным партнерам.

Однако, можно выделить и некоторые негативные последствия при организации «прямой» схемы работы на аутгоинге:

· необходимость владеть колоссальной информационной ба­зой (относительно всех средств размещения в ассортименте оператора, анимационных и экскурсионных фирм, перевоз­чиков), что, несомненно, требует в атуроператора значи­тельного штата работников, владеющих не только иностранными языками и навыками работы в Интернете, но также коммуникативными навыками, психологическими приемами ведения переговоров, аналитическим мышлением и ориентацией в актуальных тенденциях, протекающих на глобальном и локальном рынках туристических услуг;

· необходимость частых командировок в курортные местности (с це­лью заключения договоров о сотрудничестве с местными предприятиями — поставщиками туристических услуг), что существенно повышает издержки оператора;

· необходимость международных переводов денежных средств (для осуществления валютных денежных переводов по бан­ковской системе необходимо наличие валютного счета, кро­ме того, все переводы денег по банку фиксируются бухгал­терией, что приводит к прозрачности его деятельности, а значит к росту налоговых отчислений и сни­жению прибыли оператора);

· необходимость учитывать специфику работы персонала за­рубежных фирм — поставщиков туристических услуг (гра­фик работы, их национальные праздники, часовые пояса, менталитет, отношение к работе и т.д.);

· незначительные шансы на выигрыш при появлении возможных судебных процессов по искам туроператора к поставщикам туристических услуг (ввиду того, что судебные разбиратель­ства проводятся на территории зарубежного государства, само участие оператора в суде требует несения им значи­тельных издержек - командировки, адвокаты, переводчи­ки — при полной неясности результата судебного разбира­тельства);

· необходимость высоких издержек в организации туров (меж­дународные переговоры, обмен документацией);

· отсутствие гарантии того, что номера, выкупленные опера­тором в качестве блока или аренды отеля, с успехом не продаются на месте хотельером. В це­лях контроля над реальным состоянием выкупленного но­мерного фонда зарубежных отелей требуется наличие по­стоянного резидента туроператора на курорте, отвеча­ющего за качественные бронирование, прием, расселение и проводы туристов, что, разумеется, требует роста издер­жек оператора.

Опосредованная организация зарубежных турпоездок, как видно из названия, отличается от прямой появлением в отношениях между отечественным аутгоинговым туроператором и зарубежны­ми поставщиками туристических услуг некоего посредника, ко­торыми в настоящее время выступают так называемые meet-ком­пании. Meet-компания — это зарубежный инкаминговый туропе­ратор, специализирующийся на приеме туристов из страны аут-гоинг-оператора. Ввиду того, что meet-компании расположены ил непосредственно на курортах и в туристических центрах, либо имеют там своих представителей, а ее работники — граждане ино­странного государства, то можно предположить, что уровень ин­формированности (относительно как специфики работы предпри­ятий - поставщиков туристических услуг, так и в отношении условий пребывания в их стране — местные обычаи, традиции, нормы поведения, законодательство) их персонала по сравнению с работниками аутгоинг-туроператора значительно выше. Кроме того, услуги meet-компаний обычно включают не только расселе­ние в отелях курорта, но и организацию трансфера из аэропорта и обратно, экскурсионную и культурную программу, то есть, в полном объеме так называемое «наземное обслуживание». Это приводит к значительному упрощению аутгоинговой деятельнос­ти туроператора (которая в данном случае сводится только к организации доставки туристов к месту отдыха и обратно и рабо­те с meet-компанией).

В настоящее время, например, в Западной Европе крупные туроператоры действуют на рынках в составе мощных международных компаний и взаимодействуют при организации туров с такими же по размеру и положению в иерархии авторитетности глобальными компаниями, которые свои филиалы не только в собственных странах-реципиентах, но и во многих европейских государствах, где осуществляют продажу туров как в свою страну, так и по всему миру.

Но основным преимуществом работы аутгоингового оператора с зарубежными meet-компаниями является, как ни странно, эко­номическая выгода. Хотя meet-компании в данной схеме работы ныступают посредниками, услуги которых должны быть допол­нительно оплачены, нельзя забывать, что сфера их работы не ограничивается одним-единственным зарубежным оператором. Meet-компании могут успешно сотрудничать с десятками и даже сотнями операторов из различных стран, что позволяет им обес­печивать большие объемы загрузки местных отелей. По этой при­чине наиболее солидные meet-компании имеют собственные блоки мест во многих курортных отелях, активно сотрудничают с мест­ными хотельерами.

В связи с тем, что наиболее значимыми и во многом определя­ющими как цели и конкурентные преимущества, так и цену тур-пакета являются перевозки туристов и предлагаемая гостинич­ная база, а также по причине того, что в сфере предоставления этих услуг наблюдается наиболее высокая конкуренция среди фирм-поставщиков, самое тщательное внимание туроператор уделяет идентификации перевозчика, средств размещения туристов и meet-компании.

В последние несколько лет с начала глобального финансово-экономического кризиса, а также в свете наступившего ухудшения политического положения в странах Ближнего Востока значительно сократился туристический поток на этом направлении, что привело к огромным потерям туроператоров (особенно лидирующих в мире) из-за неполного заполнения мест их отелей в местах туристического пребывания, снизившейся продажи мест в чартерных авиационных перевозках их собственных авиалиний (в частности «Томаса Кука)», а это в свою очередь сделало очень рискованными взаимоотношения, даже с такими многоуважаемыми и надежными партнерами.

Следующей проблемой являются:

· Идентификация средств размещения — имеется в виду определение конк­ретной гостиницы или ряда отелей, в номерном фонде которых оператор планирует расселять своих туристов, проводится на ос­новании:

· имеющейся у туроператора договорной базы с отелями (со­ответственно, чем она шире, тем больше возможности у туроператора для модификации тур-пакета);

· степени соответствия отелей целям и условиям планирую­щегося тура — местонахождение отеля; его категория; но­мерной фонд; наличие необходимой инфраструктуры. Необходимо также помнить о том, что, например, отель категории 4 звезды, в который поселяют туристов из стран бывшего СССР, может быть намного хуже трехзвездочного отеля, в котором размещают западных туристов; [4]

· ценовые и конкурентные преимущества анализируемых оте­лей;

· опыт работы со средствами размещения курортного регио­на.

 

Важным пунктом договора о сотрудничестве туроператоров является поведение сторон в случае отказа туристов от поездки после бронирования и оплаты туроператором «наземного обслу­живания». Обычно в этом случае уплаченные оператором meet-компании деньги за минусом штрафа (при отказе менее чем за определенный договором срок) остаются на депозите оператора и идут в зачет будущим клиентам или группам.