Разработка предложений по совершенствованию процесса ТО и улучшению эксплуатационной технологичности ЛА

 

В качестве основы для разработки предложений принимаются полученные характеристики проектируемого ПТЭ (табл. 3.18). Среди всех состояний ПТЭ, кроме состояния использования по назначению "П" выделяются состояния с наибольшими значениями характеристик pi×mi и pi×ti (доминирующие состояния).

Предложения по совершенствованию ПТЭ должны быть разработаны с учетом результатов, полученных в предыдущих разделах курсовой работы, и направлены на уменьшение количества попаданий ЛА в выделенные доминирующие состояния ПТЭ, а также на сокращение времени пребывания и трудовых затрат в этих состояниях.

Предложения разрабатываются в двух направлениях: а) в направлении совершенствованная процессов технического обслуживания ЛА; б) в направлении улучшения эксплуатационной технологичности конструкции ЛА.

Выполняется сравнение полученных в разделе 3.2. фактических значений обобщенных показателей ЭТ КОП и КОТ с нормативными значениями этих показателей для ЛА подобного класса.

Для определения нормативных значений показателей КОП и КОТ используется номограммы (Приложение 11), полученные при исследовании большого объема наблюдений за эксплуатацией парка ЛА различных типов. Исходные данные, необходимые для решения этой задачи, приведены в соответствующих приложениях.

Так, исходными данными для определения нормативного значения показателя КОП для интересующего типа ЛА являются:

ТГСС - средний годовой налет на списочный самолет (Приложение 4);

КСЕЗ - коэффициент сезонности (Приложение 11);

h1 - статистический коэффициент (Приложение 11).

С помощью номограмм (Приложение 11, рис. П11.1 и П11.2) определяются нормативные значения показателей:

КОП.О - для оперативного цикла эксплуатации;

КОП.П - для цикла восстановления.

В сумме значения этих показателей дадут нормативное значение искомого показателя КОП - удельной суммарной оперативной продолжительности ТОиР ЛА.

Исходными данными для определения нормативного значения показателя КОТ для интересующего типа ЛА являются:

m0 - масса конструкции ЛА (Приложение 11);

`tБП - длительность беспосадочного полета (Приложение 4);

h2 - статистический коэффициент (Приложение 11).

С помощью номограмм (Приложение 11, рис. П11.3 и П11.4) определяются нормативные значения показателей: КОТ.О - для оперативного цикла эксплуатации и КОТ.П - для цикла восстановления. В сумме значения этих двух показателей составят нормативное значение искомого показателя КОТ - удельной суммарной оперативной трудоемкости ТОиР ЛА.

Данные о показателях КОП и КОТ сводятся в табл. 3.21.

Таблица 3.21

Значения показателей КОП и КОТ

Показатель КОП КОТ
Фактические значения    
Нормативные значения    

 

В случае существенных (> 10%) отклонений фактических значений показателей от нормативных разрабатываются предложения по улучшению эксплуатационной технологичности ЛА. При разработке предложений следует использовать материалы, содержащиеся в главе 7 учебного пособия [3].

Работа над курсовой работой заканчивается изложением ”Выводов”.

 

 

Литература

 

1. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. Учебник для вузов. Под ред. Н.Н.Смирнова.-М.:Транспорт,1990.

2. Смирнов Н.Н. Научные основы построения системы технического обслуживания и ремонта самолётов ГА.-М.:МГТУГА,1994.

3. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Эксплуатационная технологичность летательных аппаратов.-М.:Транспорт,1994.

4. Смирнов Н.Н. Основы теории технической эксплуатации летательных аппаратов. Части 1 и 2. – МГТУ ГА, 2001, 2003.

5. Эксплуатационная надёжность и режимы технического обслуживания самолётов/ Н.Н. Смирнов, А.М. Андронов, Н.И. Владимиров, Ю.И. Лемин. М.:Транспорт,1974.

6. Смирнов Н.Н., Ицкович А.А., Чинючин Ю.М. Надёжность и эксплуатационная технологичность летательных аппаратов.-М.:МИИГА,1989.

7. Деркач О.Я. Формирование систем технического обслуживания самолётов при их создании.-М.:Машиностроение,1994.

8. Смирнов Н.Н., Ицкович А.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию.-2-е изд.-М.:Транспорт,1987.


Приложение 1

 

 

Московский государственный технический университет

гражданской авиации

Кафедра технической эксплуатации ЛА и АД

 

Техническое задание

на курсовую работу по дисциплине

«Основы теории эксплуатации АТ»

студенту ___________________, группы________

I.Задачи, подлежащие решению:

1. Определение показателей безотказности функциональной системы (подсистемы) ЛА.

2. Определение показателей эксплутационной технологичности ЛА.

3. Выбор рациональных стратегий ТОиР изделий функциональной системы.

4. Формирование оптимального регламента ТО ЛА (на примере функциональной системы).

5. Построение модели процесса технической эксплуатации ЛА и расчёт показателей его эффективности.

II.Тип ЛА

Функциональная система(подсистема):_______________________

Изделия ФС:______________________________________________

Условия эксплуатации:№ варианта__________________________

III.Литература: Пособие по выполнению КР по дисциплине

«ОТЭАТ». – М.: РИО МГТУГА, 2012.

 

Руководитель: _________________ _______________ _________________

(должность) (подпись) Ф.И.О.

Студент: ________________ ________________

(подпись) Ф.И.О.

 

“ “ ____________ 20....г.


 

Приложение 2

 

Московский государственный технический университет

гражданской авиации

 

 

Кафедра технической эксплуатации ЛА и АД

 

 


«Проверена»

Руководитель КП

______________________

(степень,звание,Ф.И.О.)

______________________

(подпись,дата)

 

 

«Защищена»

с оценкой_______

Коммиссия:_____________

________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

________________________

(подпись) (Ф.И.О)

“ “________20.… г.


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы теории эксплуатации АТ»

на тему

«Проектирование эффективного процесса

технической эксплуатации самолета________»

 

_________________ Курсовую работу выполнил

(шифр КП) студент _________________

Ф.И.О.

группа___________________

________ ____________

(подпись) (дата)

 

Москва 20…. г.


Приложение 3

Данные о надежности, действующей периодичности ТО изделий,

трудоемкости обслуживания и устранения неисправностей

Наименование Ф.С. и изделий Параметр потока отказов ωО (t) Параметр потока неисправностей ωН (t) Среднее время устранения неисправностей tУ, ч Действующая периодичность ТО изделия τпр, ч Средняя трудоемкость, чел.- ч.
Технического обслуживания ТТО Устранения неисправностей ТР
1. Гидравлическая система
Клапан обратный 0,7 · 10-5 0,5 0,15 1,0
Гидронасос 0,3 · 10-5 5,2 · 10-4 0,6 0,15 0,8
Гидроаккуму-лятор 0,2 · 10-4 0,8 0,4 1,1
Клапан предохранитель-ный 4,1 · 10-4 0,6 0,2 1,1
Гидроцилиндр 0,5 · 10-5 0,8 0,3 1,2
Кран электромагнитный 3,8 · 10-5 2,110-4 0,5 0,15 1,3
Фильтр 0,2 · 10-5 1,2 · 10-3 0,3 0,4 0,6
Клапан челночный 0,8 · 10-6 0,6 0,2 1,1
Реле давления 1,2 · 10-5 0,4 0,15 0,7
Гидробак 2,5 · 10-6 1,1 0,3 1,0
Трубопровод 2,8 · 10-5 - 0,9 0,4 1,3

 

Продолжение табл. 3

2. Топливная система
Топливный бак 1,2 · 10-6 1,7 0,5 2,3
Перекрывной клапан 2,3 · 10-5 0,4 0,2 1,2
Фильтр 0,2 · 10-5 0,7 · 10-4 0,3 0,4 0,8
Расходомер 0,7 · 10-4 0,5 0,3 0,9
Подкачивающий насос 2,4 · 10-5 _ 1,2 0,15 1,2
Порционер 3,7 · 10-5 0,6 0,4 1,1
Центробежный насос 4,2 · 10-5 _ 0,4 0,3 1,3
Перекачивающий насос 2,5 · 10-5 1,3 · 10-4 0,5 0,2 1,2
Обратный клапан 3,6 · 10-6 0,4 0,3 1,2
Насос регулятор 2,3 · 10-5 0,8 0,4 1,4
трубопровод 1,4 _ 0,9 0,4 1,3

 

Продолжение табл. 3

3. Система кондиционирования воздуха
Воздухо-воздушный радиатор 1,3 · 10-5 2,3 · 10-4 0,9 0,4 2,0
Турбохолодильник 2,3 · 10-5 0,9 0,5 1,2
Обратный клапан 2,7 · 10-6 0,3 0,2 1,1
Заслонка регулирующая 3,2 · 10-4 1,2 0,25 1,1
Регулятор давления 0,3 · 10-5 1,2 0,9 0,15 0,9
Распределительный кран 2,5 · 10-5 0,4 0,2 1,2
Фильтр 4,5 · 10-5 2,3 · 10-4 0,3 0,4 0,8
Запорный кран 2,3 · 10-5 0,6 0,3 0,9
Эжектор 0,8 · 10-4 1,1 0,3 1,1
Воздухозаборник 0,5 · 10-5 1,2 0,2 1,2

 

 

Продолжение табл. 3

 

4. Система регулирования давления
Электроклапан переключения 0,8 · 10-5 0,9 0,5 1,4
Регулятор избыточного давления 0,3 · 10-5 0,9 0,4 1,2
Фильтр 4,5 · 10-5 2,3 · 10-4 0,3 0,4 0,9
Клапан выпускной 0,8 · 10-5 0,3 0,3 1,2
Предохранительный клапан 4,1 · 10-4 0,4 0,2 1,3
Командный прибор 1,2 · 10-5 0,8 1,2 0,5 1,7
Сигнализатор давления 1,1 · 10-5 0,5 0,3 0,9
Челночный клапан 0,8 · 10-6 0,8 0,2 1,2
Обратный клапан 0,7 · 10-6 0,6 0,2 1,2
Кран разгерм. 2,3 · 10-5 0,7 0,3 1,3
                 

 


Приложение 4

Исходные данные для определения обобщённых показателей ЭТ ЛА

  Тип самолёта   Тип двиг-ля   Ресурс до ре- монта самолё- та ТРЕС.С   Ресурс до ремонта двигателя ТРЕС.Д   Действующая периодичность ТО , ч.налёта Средняя длительн. безпоса-дочного полёта, `tБП Коэффиц. досроч-ных замен двигате-лей, кд Средний годовой налёт са- молёта, ТГСС
tф1 tф2 tф3 tфБ СУТ.
Ту-134 Д-30 1,5 0,06
Ту-154М Д-30КУ- 2,2 0,06
Як-40 АИ-25 1,1 0,04
Як-42 Д-36 2,0 0,05
Ил-62М Д-30КУ 4,5 0,06
Ил-86 НК-86 3,2 0,07
Ан-24 АИ-24 1,0 0,04

 

Приложение 5

 

Данные об оперативной продолжительности ТОиР ЛА

  Тип самолёта Оперативная продолжительность ТОиР,часы Коэфф. несовпадения замен двигателя с периодич. формами,b Время стоянки в транзит-ных а/п, `tСТ.М,ч.
  tA   tБ   tФ1   tФ2   tФ3   Замена двигателя, tСМ   Ремонт самолёта, tРЕМ.С
Ту-134 1,1 5,4 13,0 30,0 60,0 12,0 650,0 0,5 0,6
Ту-154М 1,3 8,5 29,0 45,0 80,0 16,5 900,0 0,4 0,75
Як-40 1,0 5,5 12,5 30,0 60,0 12,5 700,0 0,4 0,6
Як-42 1,2 8,0 29,0 60,0 85,0 16,8 660,0 0,5 0,75
Ан-24 0,9 5,0 14,0 29,0 45,0 12,0 650,0 0,4 0,6
Ил- 62М 2,0 11,0 30,0 60,0 100,0 16,0 1100,0 0,5 1,0
Ил-86 2,1 13,0 40,0 95,0 150,0 23,0 1400,0 0,45 1,1

 


Приложение 6

Данные об оперативной трудоёмкости ТО и Р ЛА

Тип Оперативная трудоёмкость ТО и Р ЛА, чел.-ч
самолёта ТА ТБ ТФ1 ТФ2 ТФ3 Замена двигателя,ТСМ Ремонт самолёта,ТРЕМ.С Ремонт двигателя,ТРЕМ.Д
Ту-134 4,1 12,0
Ту-154М 5,5 15,0
Як-40 3,0 9,0
Як-42 6,5 17,0
Ан-24 3,2 7,0
Ил- 62М 9,5 15,0
Ил-86 12,0 35,0

 


Приложение 7

Варианты по условиям эксплуатации парка ЛА для проектируемого ПТЭ

Вариант Заданные условия эксплуатации Обозн. состояния
Отсутствуют задержки вылетов по техническим причинам ЗВ
Формы периодического ТО выполняются без ожидания ОП
Ремонт выполняется без ожидания. Не будет простоев из-за отсутствия двигателей ОР ДВ
Не будет простоев из-за отсутствия запасных частей З
Отсутствуют простои самолётов в резерве. А
Отсутствуют простои из-за рекламаций промышленности Ж
Отсутствуют простои в ожидании формы Б ОБ
Не будет простоев из-за отсутствия двигателей ДВ
Отсутствуют простои при выполнении доработок Нет простоев из-за отсутствия запасных частей Д З
Ремонт выполняется без ожидания. ОР
Не будет простоев в ожидании формы Б. ОБ
Не будет простоев из-за отсутствия запасных частей Формы периодического ТО выполняются без ожидания З ОП
Не проводились доработки по бюллетеням. Д
Не будет простоев в ожидании формы Б Не будет простоев из-за отсутствия запасных частей Об З
Не будет задержек вылетов по техническим причинам Не будет простоев из-за отсутствия запасных частей Зв З

 


Приложение 8

Суммарное время пребывания парка самолётов за 1 год эксплуатации в состояниях ПТЭ (ti, час)

Состояния ПТЭ (шифр) Типы ЛА
Ту-154 Ту-134 Як-40 Як-42 Ан-24 Ил-62 Ил-86
П
Е
Г
А
ОБ
ТБ
Опф
Т(Ф1)
Т(Ф2)
Т(Ф3)
У
ОР
Р
З
Дв
Д
Ж
ЗВ
8760 х Nc

 

Приложение 9

 

Данные о трудоёмкости ТО и Р ЛА τ в состояниях ПТЭ

Состояния Наименование Средние значения трудоёмкости ТО и Р, чел.-ч.
ПТЭ состояния Ту-134 Ту-154 Як-40 Як-42 Ан-24 Ил-62 Ил-86
Е Форма А 6,5 8,6 4,7 10,0 5,2 14,5 20,0
ТБ Форма Б
ТФ1 Форма 1
ТФ2 Форма 2
ТФ3 Форма 3
Р Ремонт(КВР)
У Устранение неисправностей 11,6 14,5 13,8 21,0 18,0 24,5 34,0
Д Доработки по бюллетеням

 


 

Приложение 10

 

Нормативные значения показателей эффективности ПТЭ ЛА

Показатели Р100ТП КИ КИР КВИР КП КИСПР КТ
Тип ЛА              
Ту-134 0,96 0,24 0,67 0,80 0,8 0,75
Ту-154 0,95 0,27 0,62 0,70 0,78 0,8
Як-40 0,96 0,22 0,68 0,80 0,85 0,7
Як-42 0,96 0,25 0,65 0,70 0,83 0,8
Ан-24 0,97 0,20 0,65 0,80 0,95 0,7
Ил-62 0,95 0,31 0,60 0,65 0,7 0,8
Ил-86 0,95 0,22 0,65 0,70 0,85 0,7

 


 

Приложение 11

Исходные данные для проектирования ПТЭ ЛА

Табл. П.11.1

Тип самолёта Масса конструкции самолёта m0,тн Объём парка NЛА Средний годовой налёт ТГСС,ч. Время плановой стоянки в транзитных а/п `tСТ.М Коэффици-ент сезонности перевозок КСЕЗ Статистичес-кие коэффициенты
h1 h2
Ту-134 0,6 1,7 0,74 0,81
Ту-154М 0,75 1,6 0,68 0,77
Як-40 10,5 0,6 1,8 0,65 0,75
Як-42 0,75 1,9 0,72 0,80
Ан-24 0,6 1,4 0,69 0,76
Ил-62М 1,0 1,2 0,71 0,78
Ил-86 1,1 1,5 0,67 0,75

Рис. П11.1. Нормирование значений КОП.О


 

Рис. П11.2. Нормирование значений КОП.П


 

Рис. П11.3. Нормирование значений КОТ.О


 

Рис. П11.4. Нормирование значений КОТ.П


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………
2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………………………………………….
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …………………………………  
3.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОТКАЗНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ПОДСИСТЕМЫ) ЛА ……………………...  
3.1.1. Определение показателей безотказности отдельных изделий…………..
3.1.2. Определение показателей безотказности ФС (подсистемы)…………….
3.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОБЩЁННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ЛА ………………………….  
3.2.1. Определение показателя КОП………………………………………………
3.2.2. Определение показателя КОТ ……………………………………………....
3.2.3. Определение показателя Ру(ttз)…………………………………………
3.3. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ …………...  
3.4.ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛА …………………………………………………………………………    
3.4.1 Определение периодичности технического обслуживания изделий ФС………………………………………………….  
3.4.2. Группировка работ по техническому обслуживанию изделий в формы регламента ФС………………………………………….  
3.5. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛА И РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ .  
3.5.1. Построение модели ПТЭ и определение характеристик его состояний………………………………………………  
3.5.2. Расчет показателей и оценка уровня эффективности проектируемого ПТЭ……………………………………………………………  
3.5.3. Разработка предложений по совершенствованию процесса ТО и улучшению эксплуатационной технологичности ЛА………………………..  
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………………..
Приложение 2………………………………………………………………………..
Приложение 3………………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………………..
Приложение 5………………………………………………………………………..
Приложение 6………………………………………………………………………..
Приложение 7………………………………………………………………………..
Приложение 8………………………………………………………………………..
   
   
Приложение 9………………………………………………………………………..
Приложение 10………………………………………………………………………
Приложение 11………………………………………………………………………