Аргументация. Убеждение. Доказательство

Л ргументация Цель познания в науке и практике — f^ достижение достоверного, объективно истинного зна-^^л ния, на основе которого возможно активное воздей­ствие человека на окружающий мир с целью его преобразова­ния. Установление объективной истины — важная задача де­мократической системы правосудия. Достоверное познание обеспечивает правильное применение закона, служит гаран­тией вынесения справедливых решений.

Результаты научного и практического познания призна­ются истинными, если они прошли не только внутреннюю, субъективную проверку у самого исследователя, но выдержа­ли также межличностное обоснование и стали «истиной для всех». Естественной формой объективизации знаний в об­ществе являются информационно-коммуникативные процес­сы, то есть передача информации в процессе общения между людьми. К ним относятся научные и практические конферен­ции, совещания, политические дискуссии, различные формы обучения, деловые беседы, судебные процессы и многие дру­гие виды общения.

Выступающий в коммуникативном процессе с новыми идеями ученый, политик или судебный деятель, условно — информатор, выполняет двоякую задачу. Во-первых, он пе­редает слушателям или читателям, условно —аудитории илиреципиенту, новую информацию, и, во-вторых,убеж­дает аудиторию принять эту информацию. Именно с этим процессом убеждающего воздействия информатора на реци­пиента в коммуникативном процессе и связан смысл термина аргументация.