Определение показателей безотказности ФС (подсистемы)
Определение показателей безотказности отдельных изделий
Определяется вероятность безотказной работы каждого изделия из предположения стационарного потока отказов:
(3.1)
для t = tБ.П; t = tФ1; t = tФ2; t = tФ3,
где Б.П - средняя длительность беспосадочного полёта (Приложение 4);
tФ1, tФ2, tФ3 - периодичность выполнения 1, 2, 3-ей форм регламента для типа ЛА (Приложение 4);
- параметр потока отказов изделия (Приложение 3).
- параметр потока неисправностей изделия (Приложение 3).
Анализ и оценка безотказности ФС проводится с целью ответа на вопрос: влияют ли отказы изделий ФС на безопасность полетов?
Для определения показателей безотказности ФС (вероятности безотказной работы за t = Б.П, tФ1, tФ2, tФ3) используется метод структурных схем с учетом последовательного и параллельного соединения изделий ФС. Исходной информацией для построения структурной схемы является краткое описание функционирования ФС, ее принципиальная схема и перечень типовых отказов изделий, при которых они не выполняют своих функциональных задач.
В результате построения структурной схемы выделяются изделия, отказы которых не влияют на безопасность полетов (параллельное соединение) и изделия, отказы которых влияют на безопасность полетов (последовательное соединение).
Для расчета вероятности безотказной работы ФС P(t) используются выражения, представленные в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Оценка P(t) ФС методом структурных схем
Элемент структурной схемы | Вероятность безотказной работы | Примечания | |
Соедине-ние | Графическое изображение | ||
Последо-вательное Парал-лельное | 1 2 ... m е | вероятность безотказной работы j-го изделия. количество изделий, соединенных последовательно. количество изделий, соединенных параллельно. |
Рассмотрим в качестве примера топливную систему самолета Ту-154М, принципиальная схема которой приведена на рис.3.1. Топливная система состоит из:
Топливный бак | Б1, Б2 (Л, П), Б3 (Л, П), Б4 | |
Насос подкачки ЭЦН-325 | НП8 – НП11 | |
Перекрывной клапан | ПК | |
Центробежный насос | ДЦН | |
Насос регулятор | HP | |
Порционер | П | |
Фильтр | Ф | |
Трубопроводы | Тр | |
Насос перекачки ЭЦН-323 | НП1 – НП7, НП12 – НП16 | |
Расходомер | Р |
После краткого описания работы топливной системы анализируются отказы изделий, при которых они не выполняют своих функций, и последствия отказов с учетом последовательного и параллельного соединения.
Например, в насосе перекачки НП3 может отказать электрическая и механическая части. Оба этих отказа приводят к отказу насоса. Отказ насоса приведет к тому, что на больших высотах нарушится бесперебойная подача топлива от топливного бака Б3 к насосу двигателя ДЦН. Это означает, что в структурной схеме насос НП3 и бак Б3 должны быть соединены последовательно. Отказ насоса перекачки НП3 приводит к отказу одной ветви системы питания от Б3. Однако подачу топлива будут обеспечивать насосы НП1 и НП2. Отсюда следует, что в структурной схеме НП1, НП2, НП3 должны быть соединены параллельно.
Для упрощения расчета систему рекомендуется разбить на блоки I-VIII. Блоки целесообразно составлять из элементов, имеющих функциональную связь (рис. 3.2).
Далее определяется вероятность безотказной работы для каждого блока.
В рассмотренном примере имеем:
1) для блока I: PI=PБ ЗЛ[1-(1-PНП1 ·PОК1)·(1-PНП2 ·PОК2)·(1-PНП3 ·PОК3)]
2) для блока II: PI=PБ2л[1-(1-PНП4 ·PОК4)·(1-PНП5 ·PОК5)]
3) для блока III:PIII=PБ4[1-(1-PНП6 ·PОК6)·(1-PНП7 ·PОК7)]
4) для блока IV:PIV=PБ2п[1-(1-PНП12 ·PОК12)·(1-PНП13 ·PОК13)]
5) для блока V:PV=PБ3п[1-(1-PНП14 ·PОК14)·(1-PНП15 ·PОК15)·(1-PНП16 ·PОК16)]
6) для блока VI:PVI=PП ·PБ1
7) для блока VII:PVII=1-(1-PНП8 ·PОК8)·(1-PНП9 ·PОК9)·(1-PНП10 ·PОК10)·(1-PНП11 ·PОК11)
8) для блока VIII:PVIII=(Рпк·Рр·Рдцн·Рф·Рнр·Ртр)3
В блоке VIII условно представлены все три двигателя, соединенных последовательно.
Рис.3.1. Принципиальная схема топливной системы самолета Ту-154М
Рис. 3.2. Детализированная структурная схема системы
Строим укрупненную структурную схему ФС (рис. 3.3).
I
II
III VI VII VIII
IV
V
Рис. 3.3. Укрупненная структурная схема системы
Из схемы следует, что вероятность безотказной работы топливной системы будет равна:
PФС=[1-(1-PI)·(1-PII)·(1-PIII)·(1-PIV)·(1-PV)]·PVI ·PVII ·PVIII
Расчет доводится до числовой оценки, подстановкой значений вероятности безотказной работы блоков и изделий в соответствии с табл. 3.1 и выполняется для t=Б.П, tФ1, tФ2, tФ3
Результаты определения показателей безотказности ФС и ее изделий представляются в форме табл. 3.2.
Таблица 3.2
Результаты определения показателей безотказности отдельных изделий, блоков и ФС в целом
Объект | Вероятн. безотказной работы объекта для наработки | Влияние отказа изделия на безопасность полёта. | ||||||
Наименов. | Обозн. по схеме | `tБ.П | tФ1 | t Ф2 | tФ3 | да | нет | |
Из-дел. | Топл. бак | Б1 | ||||||
Насос | НП | |||||||
подк. | ||||||||
… | … | |||||||
Блоки | I | |||||||
II | ||||||||
… | ||||||||
Функцио-нал. система | ФС |
По результатам расчетов, проведенных в данном разделе (на основании информации, представленной в табл. 3.2) необходимо:
1) проанализировать значения показателей безотказности изделий,
блоков и ФС в целом и динамику их изменения от наработки;
2) выделить наименее надежные изделия и блоки и дать предложения
по повышению безотказности ФС;
3) выделить изделия, отказы которых влияют на безопасность полётов, отметив их знаком + в графе 8 табл. 3.2.