Источники международного права

Институт признания и правопреемства в международном праве

Число государств - членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возник­новением новых государств.

Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних.


Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В меж­дународном праве нет специального соглашения, закрепляю­щего критерии признания и его юридические последствия.

Признание базируется на практике государств. Из прин­ципа сотрудничества государств, закрепленного в Деклара­ции ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое право­мерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международно­го права.

Так, государства - члены Европейского Союза (междуна­родная межправительственная организация, в которую входят 25 европейских стран) в своем заявлении от 9 декабря 1991 г. выдвинули следующие критерии «для признания новых госу­дарств Восточной Европы и на территории бывшего Совет­ского Союза»:

• соблюдение положений Устава ООН и обязательств по
Хельсинкскому Заключительному акту Совещания по безопас­
ности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и Парижской
Хартии для новой Европы 1990 г., особенно касающихся вер­
ховенства закона, демократии и прав человека;

« гарантии прав этнических и национальных меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ;

« уважение нерушимости границ, которые могут быть из­менены только мирными средствами и по взаимному согласию;

• принятие всех обязательств, касающихся разоружения и
нераспространения ядерного оружия.

Важным критерием для признания государства является правомерность его образования. Она основывается на Дек­ларации ООН о принципах международного права 1970 г., ко­торая гласит: «Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения не должны признаваться законными».

Совет Безопасности ООН принимал резолюции о коллек­тивном непризнании в отношении государств, возникших не-


правомерным путем. Например, резолюция 217 (1965 г.) отно­сительно непризнания африканского государства Южная Ро­дезия (в настоящее время - Зимбабве), образовавшегося в результате захвата власти белым меньшинством, лишившего по­литических и гражданских прав коренное негритянское населе­ние; резолюция 541 (1983 г.) о непризнании Северной Демократической Республики Турции, провозглашенной ту­рецкой общиной, находящейся в Северной части Республики Кипр.

Основным критерием для признания правительства при­шедшим к власти неконституционным путем является его эффективность, т.е. способность осуществлять власть на большей части территории государства либо на всей в ситуации, когда прежнее законное правительство находится в эмиграции.

Возникновение в международном праве новых государств вызывает необходимость урегулирования вопросов правопре­емства в отношении собственности государства-предшествен­ника, его долгов, архивов и международных обязательств.

Правопреемство государств - переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику в отношении международной ответственности за территорию, являющуюся объектом правопреемства.

Правопреемство возникает при объединении нескольких государств в одно государство, при разделе государства и возникновении на его территории двух или более независимых государств, при отделении части территории от государства и возникновении на данной территории нового государства, при деколонизации, при передаче части территории от одного го­сударства к другому.

Объектами правопреемства являются международные обязательства, государственная собственность, государствен­ные внешние долги, государственные архивы государства-предшественника.

Правопреемство международных обязательств регулиру­ется Венской конвенцией о правопреемстве государств в отно­шении договоров 1978 г., вступившей в юридическую силу в 1996 г. Правопреемство иных объектов регулируется Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении госу-


дарственной собственности, государственных архивов и госу­дарственных долгов 1983 г.

Международные долги государства-предшественника со­гласно Венской конвенции 1983 г. переходят государству-пре­емнику во всех случаях возникновения новых государств, кроме образования государства в результате деколонизации. В последней ситуации переход государственного долга возмо­жен только на основе соглашения, заключаемого между государ­ством-предшественником и новым независимым государством.

Правопреемство внешнего государственного долга СССР союзными республиками было урегулировано рядом соглашений. До официального прекращения существования СССР 4 декабря 1991 г. был подписан Договор между союзными республиками о правопреемстве внешнего государственного долга и активов СССР (государственная собственность, инвестиции за рубежом, золотовалютные фонды, долги государств и международных организаций Советскому Союзу).

В 1993-1994 годах Российская Федерация как государ­ство - продолжатель СССР подписало двусторонние соглаше­ния с бывшими советскими республиками о признании ее единственным правопреемником внешнего государственного долга и активов СССР.

Правопреемство государственных архивов согласно Вен­ской конвенции базируется на принципе обязательной передачи архивов от государства-предшественника к государству-пре­емнику в случаях, если они необходимы для нормального уп­равления территорией, являющейся объектом правопреемства (административные архивы) или имеют исключительно отно­шение к такой территории (исторические архивы).

К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай. В между­народном праве нет в отличие от национального права спе­циального органа, который бы разрабатывал и принимал международно-правовые нормы. Субъекты международного пра­ва как равные партнеры создают нормы международного права.


Международный договор - соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и междуна­родными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.

Любой договор независимо от количества участников (двусторонний или многосторонний) является нормой между­народного права, разница лишь в территориальной сфере дей­ствия, поскольку договор создает права и обязанности только для участников. Поэтому двусторонний договор - источник локальных норм, многосторонний - региональных или универ­сальных.

Не может быть источником международного права не­правомерный договор, противоречащий принципам междуна-" родного права либо при заключении которого была применена сила или угроза силой, обман, подкуп по отношению к пред­ставителю государства - участника договора, чтобы добиться согласия на его обязательность.

Чтобы договор стал нормой международного права, он должен вступить в юридическую силу. Признание договора, в зависимости от его условий, достигается либо подписанием (органом, уполномоченным законодательством государства, в Республике Беларусь - Президентом), либо ратификацией (акт высшего органа власти об утверждении, в Республике Бела­русь - законом, принятым Национальным собранием).

Многосторонний договор вступает в силу, когда он наби­рает определенное количество ратификаций, установленных в договоре. Например, Венская конвенция о праве международ­ных договоров 1969 г. требовала для вступления в силу 35 ра­тификаций со стороны государств.

Источником международного права является также меж­дународный обычай. Под обычаем понимается практика госу­дарств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя.

Практика государств - это поведение государств в конк­ретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или бездействии аналогичного и повторяющегося характера. Чтобы практика государств стала обычной нормой, она долж-


на быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве госу­дарств, решениях национальных судов, дипломатической пе­реписке.