Понятие экологического права

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое право - комплексная отрасль права, имею­щая свои источники, предмет, методы и принципы правового регулирования.

Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экологи­ческие и связанные с ними другие общественные отно­шения.

В данную отрасль входят нормы о системе, понятиях, принци­пах, иных общих положениях экологического права, о праве соб­ственности на природные ресурсы и объекты, о праве природопользования, о правовой охране окружающей среды, включая природное заловедание, об управлении природопользо­ванием и природоохранной деятельностью, об экологической бе­зопасности и ответственности за нарушение этих норм, о международном сотрудничестве в природоресурснои и приро­доохранной сферах.

Указанные нормы образуют соответственно Общую и Осо­бенную части экологического права.

В качестве предмета экологического права выступают эко­логические природоресурсные и природоохранные обществен­ные отношения. Природоресурсные отношения возникают в процессе пользования природными ресурсами в целях удовлет­ворения материальных, физиологических, иных потребностей или интересов людей. Природоохранные отношения связаны с деятельностью по охране окружающей среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Возможна более подробная классификация экологических отношений.


Природоресурсные могут быть подразделены на земель­ные, водные, лесные и другие отношения по использованию конкретных видов природных ресурсов или объектов.

Классификация природоохранных отношений может охва­тывать отношения по охране земель, вод, лесов, иных природ­ных ресурсов и объектов, отношения природного заповедания и отношения в связи с охраной окружающей среды.

Огромный пласт и специфическую разновидность приро­доохранных отношений образуют отношения по охране окру­жающей среды в разных отраслях народного хозяйства, коммунально-бытовой, оборонной и других сферах, а также в связи с ликвидацией последствий катастроф, аварий и стихий­ных бедствий.

Экологические отношения вытекают из отношений соб­ственности на природные ресурсы, а также связаны с отно­шениями по управлению природопользованием и природоохранной деятельностью, обеспечению экологической безопасности, международному сотрудничеству в данной об­ласти и т.п.

Метод экологического права представляет собой сочетание конституционно-правового, административно-правового и экономико-правового методов регулирования природоресурс-ных и природоохранных отношений.

Обеспечение рационального природопользования и приро­доохранной деятельности требует огромных материальных затрат, в связи с чем фактически сложился экономико-право­вой способ обеспечения регулирования экологических отно­шений.

Под источниками экологического права следует понимать конституционные, общие и специальные кодексы и законы, а также иные акты законодательства, которые служат формами упорядочения и выражения воли государства по регули­рованию экологических, т.е. природоресурсных и природоох­ранных, отношений.

Основополагающие источники экологического права явля­ются Конституция Республики Беларусь 1994 г.


Эколого-правовые нормы содержатся также в ГК Респуб­лики Беларусь, законах Республики Беларусь: от 12 декабря 1990 г. «Об аренде» ', от 5 июля 2004 г. «Об основах архитек­турной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» 2, других законодательных актах.

К важнейшим специальным природоресурсным законода­тельным актам Республики Беларусь как источникам эко­логического права относятся Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, законы от 19 сентября 1997 г. «Об охране и использовании жи­вотного мира» 3, от 24 июня 1999 г. «О питьевом водоснабже­нии» 4 и др.

Специальными законодательными актами по охране при­родных ресурсов, объектов и комплексов, обеспечению эколо­гической безопасности являются законы Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха»5, от 20 октября 1994 г. в редакции от 23 мая 2000 г. «Об особо охра­няемых природных территориях»6, от 26 ноября 1992 г. в ре­дакции от 17 июля 2002 г. «Об охране окружающей среды»7, от 12 ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвер­гшихся радиоактивному загрязнению в результате катастро­фы на Чернобыльской АЭС» 8, от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы

1 Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 1. Ст. 1;
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 19.
Ст. 302; 1993. № 26. Ст. 325; 1994. № 6. Ст. 72; 1995. № 33. Ст. 431;
Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 28.
Ст. 483; 1999. № 5-6. Ст. 93; НРПА. 2004. № 122. 2/1056.

2 НРПА. 2004. № 109. 2/1049.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 31. Ст. 571.

4 НРПА. 1999. № 50. 2/46.

5 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №
14. Ст. 260; № 27. Ст. 474.

6 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570;
НРПА. 2000. № 52. 2/171.

7 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1;
НРПА. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068.

8 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 35. Ст. 622,
Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 19-
20. Ст. 339; НРПА. 2002. № 87 2/883.


на Чернобыльской АЭС» ', от 18 июня 1993 г. в редакции от 14 июля 2000 г. «О государственной экологической эксперти­зе» 2, от 25 ноября 1993 г. в редакции от 26 октября 2000 г. «Об отходах» 3. В этих законодательных актах содержатся также правовые нормы о природопользовании.

Основными актами, регулирующими управленческие и обеспечительные экономические отношения, являются законы Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь», от 10 января 2000 г. «О местном уп­равлении и самоуправлении в Республике Беларусь», положе­ния о министерствах и других органах государственного управления, законы от 18 декабря 1991 г. «О платежах за зем­лю», от 23 декабря 1991 г. «О налоге за пользование природ­ными ресурсами (экологический налог)».

Источниками экологического права в Республике Бела­русь признаются кодексы: УК, устанавливающий ответствен­ность за экологические преступления, КоАП 1984 г. и ТК, предусматривающие ответственность соответственно за эко­логические преступления, административные экологические и дисциплинарные проступки.

В качестве источников экологического права выступают международные соглашения и ратифицированные междуна­родные конвенции. Например, Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды стран СНГ от 8 февраля 1992 г., Конвенция о биологическом разнообра­зии, ратифицированная в июле 1993 г., ряд других между­народно-правовых актов.

Источниками экологического права является огромное коли­чество актов законодательства Республики Беларусь по регули­рованию природоресурсных, природоохранных и связанных с ними других общественных отношений.

Экологические правоотношения возникают и прекраща­ются на основании единичных или совокупности юридических

1 Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 10(12).
Ст. 111; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 4.
Ст. 73, № 33. Ст. 525; 1993. № 33. Ст. 429; 1996. № 21. Ст 380; НРПА.
2001. № 55. 2/774; № 67. 2/788.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 24. Ст. 294;
НРПА. 2000. № 70. 2/194.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 3.
Ст. 22; НРПА. 2000. № 106. 2/218.


фактов, классифицируемых на события и действия. Событие (землетрясение, наводнение, ураган и др.) возникает и порождает экологическое правоотношение независимо от воли человека. Действия, подразделяемые на правомерные и неправомерные, связаны с активным поведением людей, и их результатом явля­ются эколого-правовые отношения природоресурсного или природоохранного характера, например землепользования, водопользования, природного заповедания и т.д.

В любых правовых отношениях имеются ихобъекты, субъекты и содержание.

Объекты экологических правоотношений - это предметы и явления реальной действительности, на которые направлены юридические права и обязанности субъектов данных право­вых отношений. В качестве таких объектов выступают участ­ки земель, вод, других природных ресурсов, заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, зеленые, лечебно-оздоровительные, иные территории и зоны.

Субъектами экологических правоотношений являются го­сударство и его органы, государственные, кооперативные, общественные, совместные предприятия, организации, гражда­не, другие субъекты, в том числе иностранные государства, юридические и физические лица.

Понятия субъектов права природопользования и правовой охраны окружающей среды могут не совпадать, поскольку не каждый субъект правовых отношений пользования природны­ми ресурсами или объектами одновременно является субъек­том природоохранных отношений и наоборот.

Содержание экологических правоотношений включает права и обязанности субъектов, в соответствии с которыми данные субъекты должны сообразовывать свои действия (без­действие) применительно к индивидуально-определенным участкам природных ресурсов, природным объектам, природ­ным и природно-антропогенным комплексам.