Понятие экологического права
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Экологическое право - комплексная отрасль права, имеющая свои источники, предмет, методы и принципы правового регулирования.
Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экологические и связанные с ними другие общественные отношения.
В данную отрасль входят нормы о системе, понятиях, принципах, иных общих положениях экологического права, о праве собственности на природные ресурсы и объекты, о праве природопользования, о правовой охране окружающей среды, включая природное заловедание, об управлении природопользованием и природоохранной деятельностью, об экологической безопасности и ответственности за нарушение этих норм, о международном сотрудничестве в природоресурснои и природоохранной сферах.
Указанные нормы образуют соответственно Общую и Особенную части экологического права.
В качестве предмета экологического права выступают экологические природоресурсные и природоохранные общественные отношения. Природоресурсные отношения возникают в процессе пользования природными ресурсами в целях удовлетворения материальных, физиологических, иных потребностей или интересов людей. Природоохранные отношения связаны с деятельностью по охране окружающей среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Возможна более подробная классификация экологических отношений.
Природоресурсные могут быть подразделены на земельные, водные, лесные и другие отношения по использованию конкретных видов природных ресурсов или объектов.
Классификация природоохранных отношений может охватывать отношения по охране земель, вод, лесов, иных природных ресурсов и объектов, отношения природного заповедания и отношения в связи с охраной окружающей среды.
Огромный пласт и специфическую разновидность природоохранных отношений образуют отношения по охране окружающей среды в разных отраслях народного хозяйства, коммунально-бытовой, оборонной и других сферах, а также в связи с ликвидацией последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий.
Экологические отношения вытекают из отношений собственности на природные ресурсы, а также связаны с отношениями по управлению природопользованием и природоохранной деятельностью, обеспечению экологической безопасности, международному сотрудничеству в данной области и т.п.
Метод экологического права представляет собой сочетание конституционно-правового, административно-правового и экономико-правового методов регулирования природоресурс-ных и природоохранных отношений.
Обеспечение рационального природопользования и природоохранной деятельности требует огромных материальных затрат, в связи с чем фактически сложился экономико-правовой способ обеспечения регулирования экологических отношений.
Под источниками экологического права следует понимать конституционные, общие и специальные кодексы и законы, а также иные акты законодательства, которые служат формами упорядочения и выражения воли государства по регулированию экологических, т.е. природоресурсных и природоохранных, отношений.
Основополагающие источники экологического права являются Конституция Республики Беларусь 1994 г.
Эколого-правовые нормы содержатся также в ГК Республики Беларусь, законах Республики Беларусь: от 12 декабря 1990 г. «Об аренде» ', от 5 июля 2004 г. «Об основах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» 2, других законодательных актах.
К важнейшим специальным природоресурсным законодательным актам Республики Беларусь как источникам экологического права относятся Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, законы от 19 сентября 1997 г. «Об охране и использовании животного мира» 3, от 24 июня 1999 г. «О питьевом водоснабжении» 4 и др.
Специальными законодательными актами по охране природных ресурсов, объектов и комплексов, обеспечению экологической безопасности являются законы Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха»5, от 20 октября 1994 г. в редакции от 23 мая 2000 г. «Об особо охраняемых природных территориях»6, от 26 ноября 1992 г. в редакции от 17 июля 2002 г. «Об охране окружающей среды»7, от 12 ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» 8, от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы
1 Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 1. Ст. 1;
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 19.
Ст. 302; 1993. № 26. Ст. 325; 1994. № 6. Ст. 72; 1995. № 33. Ст. 431;
Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 28.
Ст. 483; 1999. № 5-6. Ст. 93; НРПА. 2004. № 122. 2/1056.
2 НРПА. 2004. № 109. 2/1049.
3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 31. Ст. 571.
4 НРПА. 1999. № 50. 2/46.
5 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №
14. Ст. 260; № 27. Ст. 474.
6 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570;
НРПА. 2000. № 52. 2/171.
7 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1;
НРПА. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068.
8 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 35. Ст. 622,
Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 19-
20. Ст. 339; НРПА. 2002. № 87 2/883.
на Чернобыльской АЭС» ', от 18 июня 1993 г. в редакции от 14 июля 2000 г. «О государственной экологической экспертизе» 2, от 25 ноября 1993 г. в редакции от 26 октября 2000 г. «Об отходах» 3. В этих законодательных актах содержатся также правовые нормы о природопользовании.
Основными актами, регулирующими управленческие и обеспечительные экономические отношения, являются законы Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь», от 10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», положения о министерствах и других органах государственного управления, законы от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю», от 23 декабря 1991 г. «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)».
Источниками экологического права в Республике Беларусь признаются кодексы: УК, устанавливающий ответственность за экологические преступления, КоАП 1984 г. и ТК, предусматривающие ответственность соответственно за экологические преступления, административные экологические и дисциплинарные проступки.
В качестве источников экологического права выступают международные соглашения и ратифицированные международные конвенции. Например, Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды стран СНГ от 8 февраля 1992 г., Конвенция о биологическом разнообразии, ратифицированная в июле 1993 г., ряд других международно-правовых актов.
Источниками экологического права является огромное количество актов законодательства Республики Беларусь по регулированию природоресурсных, природоохранных и связанных с ними других общественных отношений.
Экологические правоотношения возникают и прекращаются на основании единичных или совокупности юридических
1 Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 10(12).
Ст. 111; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 4.
Ст. 73, № 33. Ст. 525; 1993. № 33. Ст. 429; 1996. № 21. Ст 380; НРПА.
2001. № 55. 2/774; № 67. 2/788.
2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 24. Ст. 294;
НРПА. 2000. № 70. 2/194.
3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 3.
Ст. 22; НРПА. 2000. № 106. 2/218.
фактов, классифицируемых на события и действия. Событие (землетрясение, наводнение, ураган и др.) возникает и порождает экологическое правоотношение независимо от воли человека. Действия, подразделяемые на правомерные и неправомерные, связаны с активным поведением людей, и их результатом являются эколого-правовые отношения природоресурсного или природоохранного характера, например землепользования, водопользования, природного заповедания и т.д.
В любых правовых отношениях имеются ихобъекты, субъекты и содержание.
Объекты экологических правоотношений - это предметы и явления реальной действительности, на которые направлены юридические права и обязанности субъектов данных правовых отношений. В качестве таких объектов выступают участки земель, вод, других природных ресурсов, заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, зеленые, лечебно-оздоровительные, иные территории и зоны.
Субъектами экологических правоотношений являются государство и его органы, государственные, кооперативные, общественные, совместные предприятия, организации, граждане, другие субъекты, в том числе иностранные государства, юридические и физические лица.
Понятия субъектов права природопользования и правовой охраны окружающей среды могут не совпадать, поскольку не каждый субъект правовых отношений пользования природными ресурсами или объектами одновременно является субъектом природоохранных отношений и наоборот.
Содержание экологических правоотношений включает права и обязанности субъектов, в соответствии с которыми данные субъекты должны сообразовывать свои действия (бездействие) применительно к индивидуально-определенным участкам природных ресурсов, природным объектам, природным и природно-антропогенным комплексам.