Понятие государственных доходов. Налоговое право

РАСХОДОВ

ДОХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

Государственные доходы представляют собой различные денежные средства, поступающие в процессе распределения и перераспределения национального дохода в собственность го­сударства или во временное пользование и используемые им для выполнения своих задач и функций.

Государственные доходы классифицируются по самым различным признакам. В зависимости от порядка формирова­ния и использования государственных доходов различают де­централизованные и централизованные доходы.

Децентрализованные доходы - доходы предприятий и организаций государственной собственности, которые остают­ся и используются ими в соответствии со своими финансовыми планами.

К централизованным доходам относятся доходы бюдже­тов. Эти доходы призваны обеспечить финансирование госу­дарственными органами своих задач.

Понятие «государственные доходы» шире понятия «дохо­ды бюджетов». Основу государственных доходов составляют доходы бюджетов.

Доходы бюджетов подразделяются на группы: « по социально-экономическому признаку (в зависимости от вида источника поступления) - поступления от государ­ственных организаций, предпринимателей, колхозно-коопера­тивных и личных доходов.

Поступления от государственных субъектов выражаются в ряде налогов, сборов и иных поступлений в виде доходов от имущества и угодий: лесной доход, госпошлина, доход рыб­ных угодий и др. С хозяйствующих субъектов главным обра-


зом взимаются различного рода налоги, сборы и пошлины. Личные доходы граждан дают бюджету различные виды нало­гов и сборов, добровольных взносов и пожертвований;

« по методу изъятия - на налоговые и неналоговые. На­логовыми являются те доходы, которые установлены законо­дательным путем в виде обязательных, безвозмездных и безвозвратных платежей, мобилизуемых в доход государства в строго установленном размере и в заранее намеченные сро­ки. Они составляют во всех цивилизованных развитых стра­нах в среднем 80-85 % всех источников дохода бюджетов.

Неналоговые доходы бюджетов состоят из поступлений от использования имущества, являющегося государственным до­стоянием (земля, недра, леса, приватизация, государственная собственность), и иных поступлений, в том числе доброволь­ных взносов юридических и физических лиц, государственной пошлины, поступлений в виде штрафных санкций.

К неналоговым доходам относятся также денежные сред­ства, поступающие в бюджет на возвратной и возмездной ос­нове посредством государственного кредита (заем, лотереи, денежные вклады), государственного страхования (страховые взносы временно используются государством).

В связи с переходом к рыночным отношениям и приватиза­цией государственной собственности все большее значение приобретают налоговые методы обеспечения доходной части бюджетов. Налог становится основным источником пополне­ния доходной части бюджета Республики Беларусь и в настоя­щее время составляет более 90 % всех доходов бюджета.

Устанавливая в Конституции Республики Беларусь основ­ные начала налогообложения, законодатель определяет усло­вия последующего налогового нормотворчества, ограничивая возможные налоговые притязания самого государства. Так, в ст. 133 Конституции закреплено, что доходы бюджета форми­руются за счет налогов, определяемых законом. Из смысла ст. 3 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь следует, что налоговые правоотношения могут устанавли­ваться только специальным налоговым законодательством, если иное не установлено в самом Налоговом кодексе или Президентом Республики Беларусь.


Налог - это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п. 1 ст. 6 НК).

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, как правило, в виде одного из усло­вий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значи­мых специальных разрешений (лицензий), либо в связи с пере­мещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (п. 2 ст. 6 НК).

Особое место занимает государственная пошлина,которая взимается за предоставляемые от имени государства юриди­ческим и физическим лицам услуги юридического характера.

Следует выделить шесть общих элементов налога:

1) субъектом налога может быть юридическое или физи­
ческое лицо, обязанное на основе закона вносить в доход го­
сударства денежные средства в строго установленном размере
и сроки;

2) объектом налога является все то, на что в законном по­
рядке направлено налоговое обложение. Перечень таких
объектов определяется только законодательным путем;

3) единицей обложения является величина, с которой соиз­
меряется объект налога;

4) ставка (норма) налога - величина, которая взимается в
виде налога с одной единицы обложения;

5) оклад налога - это величина налога, которую субъект
должен внести в силу закона в доход государства. Оклад на­
лога определяется на основе величины объекта и ставки нало­
га, установленного для данного объекта;

6) ответственность наступает в случае невнесения налогов
в срок или в неполном объеме.


В соответствии с действующим законодательством все на­логи, сборы и пошлины объединены в налоговую систему Рес­публики Беларусь.

По субъектам налоговые платежи подразделяются на на­логи с юридических лиц и налоги с физических лиц. Однако имеются налоги, являющиеся общими как для юридических, так и для физических лиц. Это - платежи за землю, налог с владельцев недвижимости и др.

По характеру использования налоговые платежи могут быть общего значения и целевые.

К целевым налогам относятся в соответствии с законом чернобыльский налог, сборы и пошлина.

По форме возложения налогового бремени они выступают как прямые и как косвенные.

Прямые налоги обращены непосредственно к налогопла­тельщику - его доходам, имуществу. Юридический и факти­ческий плательщик в этом случае совпадают.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к от­пускной цене и не связаны с доходами или имуществом факти­ческого плательщика. Закон возлагает внесение налога на продавца, фактически же бремя уплаты налога возложено на покупателя. Такими налогами являются акцизы, НДС и тамо­женная пошлина. Косвенные налоги носят характер неспра­ведливых платежей.

В зависимости от территориального уровня налоги делят­ся на общегосударственные (общереспубликанские) и местные.

Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по уста­новлению, порядку исчисления и взимания в доход госу­дарства налоговых платежей.

Главным источником налогового права является Консти­туция Республики Беларусь и принимаемые в ее развитие зако­ны Республики Беларусь. Вопросы установления местных налогов и сборов закон относит к компетенции местных Сове­тов депутатов.


Основным содержанием налоговых правоотношений яв­ляется одностороннее обязательство плательщика своевремен­но внести в доход государства установленную законом сумму денежных средств. Налоговые правоотношения могут существо­вать при наличии соответствующих законодательных актов.

Важнейшей особенностью налоговых правоотношений является также то, что они возникают и существуют только между государством (или по его уполномочию государствен­ным органом) и налогоплательщиком, т.е. одной из сторон этих правоотношений всегда выступает государство.

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса на­логовая система включает:

- республиканские налоги, сборы (пошлины) (ст. 8 НК);

- местные налоги и сборы.;

- налоги, сборы (пошлины), подпадающие под особые ре­
жимы налогообложения (ст. 10 НК).

Существенную роль в обеспечении бюджетов доходами играют налог на добавленную стоимость и акцизы, которые покрывают более 40 % всех источников бюджетов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом от 19 декабря 1991 г. в редакции от 16 ноября 1999 г. «О нало­ге на добавленную стоимость» ' с 1 января 1992 г.

Акцизы были введены Законом от 19 декабря 1991 г. в редакции от 30 декабря 1997 г. «Об акцизах» 2. Они являются косвенными налогами, поскольку включаются в отпускную цену товара и поэтому оплачиваются покупателем.

Подакцизные товары и ставки к ним устанавливаются Президентом или по его поручению Советом Министров Рес­публики Беларусь ежегодно.

Важнейшими прямыми налогами являются налог на при­быль и налог на доходы.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 51; Ведо­
мости Национального собрания Республики Беларусь 1999. № 34—35. Ст. 515;
НРПА. 2000. № 47. 2/149, № 59. 2/178; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835, № 87.
2/883; 2003. № 3. 2/9151; 2004. № 4. 2/1009, № 189. 2/1087.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3.
Ст. 53; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.
1998. № 4. Ст. 22, 1999. № 21. Ст. 340. № 30. Ст. 440; НРПА. 2000. № 2.
2/113; № 13. 2/142; 2002. № 8. 2/835; 2003. № 79. 2/967; 2004. № 4. 2/1009.


Субъектом этих налогов являются только юридические лица. Поэтому предусмотрено два объекта, облагаемых нало­гом, - доходы и прибыль. Доходом выступают дивиденды и приравненные к ним доходы, а также доходы от игорного биз­неса. Ставка налога на доходы установлена в размере 15 % от суммы дивидендов.

Облагаемая прибыль от реализации продукции (работ, ус­луг) определяется как разница между выручкой От реализации и себестоимостью данного вида продукции.

Основная ставка налога на прибыль составляет 30 % от полученной прибыли.

Налог на недвижимость установлен Законом от 23 декаб­ря 1991 г. «О налоге на недвижимость» '.

Субъектами данного налога являются юридические и фи­зические лица независимо от форм собственности, кроме юри­дических лиц, финансируемых из бюджета.

Объектом налогообложения является стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющих­ся собственностью или находящихся во владении юридических лиц; объекты незавершенного строительства, а также сто­имость принадлежащих физическим лицам зданий.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от форм собственности.

Льготы подразделяются по субъекту и объекту:

- по объекту: освобождаются от налогообложения объек­
ты социально-культурного назначения, жилой фонд и др.;

- по субъекту: освобождаются пенсионеры, инвалиды I и
II группы и иные нетрудоспособные граждане, жители сель­
ских населенных пунктов и др.

Юридические лица самостоятельно ежеквартально исчис­ляют налог исходя из остаточной стоимости фондов с нарастаю­щим итогом с начала года. Физические лица налог исчисляют исходя из оценки объектов, порядок и сроки уплаты которой оп­ределяет Правительство Республики Беларусь на начало года.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 59, № 12. Ст. 206; 1993. № 3. Ст. 27; 1994. № 3. Ст. 24, № 17. Ст. 279; 1995. № 6. Ст. 57, № 17. Ст. 189; 1996. № 9. Ст. 118. № 23. Ст. 414; НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835, № 87. 2/883; 2003. № 3. 2/915; 2004. № 4. 2/1009, № 111. 2/1052, № 189. 2/1087.


Платежи за землю установлены Законом от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» ' и состоят из двух платежей -земельного налога и арендной платы.

Субъектами налога являются юридические и физические лица независимо от форм собственности.

Объектом налогообложения является земельный участок, который в установленном порядке предоставлен во владение, пользование или в собственность, а также в аренду.

Законодатель устанавливает пять категорий земель по их целевому назначению. Это земли:

- сельскохозяйственного назначения;

- населенных пунктов;

- промышленности, транспорта, связи, Министерства обо­
роны и иного назначения;

- лесного фонда;

- водного фонда.

Ставки налога установлены в виде четырех приложений к Закону «О платежах за землю».

Плата за арендуемые земельные участки не должна превы­шать ставки за соответствующие категории земель. По всем категориям земель местным Советам предоставлено право по­вышать или понижать ставки земельного налога в зависимос­ти от качества земель и других параметров.

По платежам за землю установлено три категории льгот: льготы по взиманию платы за землю; льготы по земельному налогу - объекту; льготы по субъектам.

Подоходный налог с граждан регулируется Законом от 21 декабря 1991 г. в редакции Закона от 9 марта 1999 г. «О подоходном налоге с физических лиц»2. Это основополагаю-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3.
Ст. 49, № 12. Ст. 206; 1993. № 3. Ст. 29, № 26. Ст. 317; 1994. № 3. Ст. 24;
1994. № 17. Ст. 279; 1996. № 7. Ст. 90; Ведомости Национальною со­
брания Республики Беларусь. 1998. № 3. Ст. 17; 1999. № 25. Ст. 430;
НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835, № 87. 2/883;
2003. № 8. 2/931; 2004. № 4. 2/1009, № 77. 2/1052, № 189. 2/1087.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 5.
Ст. 79; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999.
№ 16-17. Ст. 322; НРПА. 2000. № 7. 2/134, № 64. 2/179; 2001. № 63. 2/786;
2002. № 8. 2/835; № 87. 2/883.


щий налог, взимаемый с физических лиц. На его долю приходится около 90 % всех поступлений в бюджеты за счет физических лиц.

По этому налогу имеется ряд категорий плательщиков.

По подоходному налогу имеется ряд льгот, в основном по субъекту налогообложения, когда субъекты в определенном размере или полностью освобождаются от налогообложения.

Законодатель предусмотрел два порядка исчисления и взи­мания подоходного налога:

первый (основной) порядок заключается в том, что подо­ходный налог исчисляется и удерживается работодателями, производящими оплату труда;

второй порядок установлен для второй и третьей катего­рий плательщиков - путем самостоятельного исчисления и внесения налога.

Особое место в налоговой системе занимает налог за пользование природными ресурсами (экологический налог). Он установлен Законом от 23 декабря 1991 г. «Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)» '. Особенность его заключается в том, что он не полностью но­сит налоговый характер, так как взимается за пользование природными ресурсами, т.е. здесь не в полной мере проявляет­ся принцип безвозмездности.

Указанное относится и ко второму налогу, установленно­му в соответствии с данным Законом, - за выбросы (сбросы) в окружающую среду загрязняющих веществ. (С 1997 г. к этой категории налогов отнесен и налог на объемы переработки нефти и нефтепродуктов.)

Особое место в системе доходов государства занимает гос­пошлина, которая не относится ни к налогам, ни к сборам.

Государственная пошлина взимается с юридических и фи­зических лиц за оказываемые от имени государства услуги юридического характера. За ее невнесение не наступает ника-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 57, 1994. № 3. Ст. 24; 1995. № 24-24. Ст. 335; 1996. № 24-25. Ст. 335; 1996. № 7. Ст. 86; Ведомости Национального собрания Рес­публики Беларусь. 1998. № 3. Ст. 17, № 7. Ст. 89; НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 87. 2/883; 2003. № 3. 2/915; 2004. № 4. 2/1009, № 189. 2/1087.


кой ответственности. Просто субъект госпошлины не получит определенной правовой услуги.

Введение местных налогов и сборов было предусмотрено Законом от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и само­управлении в Республике Беларусь». Однако конкретные виды налогов и их точные параметры не были предусмотрены. И фак­тически все местные Советы - от сельского и поселкового до областного - вводили налоги и сборы по своему усмотрению.

В связи с этим Верховный Совет Республики Беларусь при­нял постановление от 29 июня 1993 г. «О временном Порядке применения местных налогов и сборов», где был очерчен круг объектов и субъектов, по которым местные Советы могли ус­танавливать налоги и сборы. Таким образом, был установлен исчерпывающий перечень местных налогов и сборов. (В 1997 г. указанное постановление было отменено.)

В настоящее время порядок введения местных налогов и сборов устанавливается законом о бюджете Республики Бела­русь на текущий год. Местные Советы имеют право вводить на своей территории налог на продажу, сборы за услуги и с пользователей и другие. По сравнению с вышеуказанным по­становлением Верховного Совета такой порядок введения местных налогов и сборов предоставляет местным органам большую самостоятельность по вопросам налогообложения.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

К нарушителям налогового законодательства могут быть применены различные меры ответственности. Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства выступает в трех видах: финансовой (экономической), адми­нистративной и уголовной.

В настоящее время финансовая (экономическая) ответствен­ность за нарушение налогового законодательства установлена Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» '; административная - названным Указом и Ко-

НРПА. 2004 № 18. 1/5269.


дексом Республики Беларусь об административных правона­рушениях от 6 декабря 1984 г.; уголовная - Уголовным кодек­сом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г.

Уплата налогов в срок и в полном объеме - конституцион­ная обязанность юридических и физических лиц.

При несоблюдении сроков уплаты или при сокрытии (за­нижении) прибыли или дохода налогоплательщик становится нарушителем налогового законодательства - недоимщиком. Государство в лице его уполномоченных органов принуди­тельно взыскивает неуплаченные налоги и сборы (в судебном или бесспорном порядке) и привлекает недоимщика к одному из видов ответственности - финансовой, административной или уголовной. И при судебном, и при бесспорном порядке взыскание недоимки обращается на доходы недоимщика, а в случае отсутствия доходов - на имущество этого лица.