Предмет, система и источники финансового права
Финансовая система Республики Беларусь
Под финансовой системой Республики Беларусь понимается совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.
Финансовые институты - это экономические категории, каждая из которых представляет систему определенных экономических отношений. К ним относятся бюджетная система и бюджетный процесс, различные внебюджетные фонды, государственные доходы, кредит, государственное страхование.
Центральное место в финансовой системе занимает бюджет и бюджетный процесс. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. в редакции Закона от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» ', финансовая система состоит из двух звеньев: республиканского бюджета и местных бюджетов.
Неотъемлемой частью бюджетной системы является бюджетный процесс, в ходе которого составляются, рассматриваются, утверждаются и исполняются бюджеты.
1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20 Ст. 240; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998 № 34. Ст. 476, 1999. № 1. Ст. 1. № 34-35. Ст. 520; НРПА. 2002. № 80. 2/868, № 87. 2/883.
Внебюджетные фонды - это новое звено финансовой системы Республики Беларусь. Указанные фонды имеют строго целевое назначение. К ним относится, например, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В соответствии с новой редакцией Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» с 1998 г. установлен новый вид бюджетов - консолидированные бюджеты. Ими являются: консолидированный бюджет Республики Беларусь, который объединяет республиканский бюджет, бюджеты областей и бюджет г. Минска, консолидированный бюджет области - областной, районные и городские (городов областного подчинения) бюджеты, консолидированный бюджет района - районный и сельские, поселковые бюджеты.
Государственные доходы - это все денежные средства, которые поступают как непосредственно в собственность государства, так и во временное пользование.
Ведущее место в системе государственных доходов занимают обязательные платежи, которые прежде всего поступают в бюджет и другие внебюджетные фонды государства. Это -налоги, сборы, различного рода пошлины.
Во временное пользование государства денежные средства поступают посредством кредита (государственного и банковского), государственного страхования, путем эмиссии денег.
Государственный кредит основан на добровольности платежей. Государство получает кредит, т.е. деньги взаймы, от юридических и физических лиц, а также от других государств. В результате образуется государственный долг - внутренний и внешний.
Государственный кредит осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей, проводимых по решению Правительства через Министерство финансов Республики Беларусь.
С некоторой долей условности к системе финансовых институтов можно отнести и банковский кредит. Он заключается в установлении денежных отношений между банками, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны. Роль государства при этом сводится к осуществле-
нию финансового контроля за строго целевым использованием кредита и своевременным его возвращением. За свою кредитную (производственную) деятельность банки уплачивают налоги и другие обязательные платежи.
Методом мобилизации государством денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному государственному страхованию (личному и имущественному). Эти взносы временно используются государством как дополнительный источник доходов в бюджет.
В сложных экономических условиях одним из возможных методов мобилизации денежных средств может служить и эмиссия денег.
Однако сами по себе финансовые институты не могут осуществлять финансовую деятельность. Это - пассивный элемент финансовой системы. С помощью финансовых институтов создаются надлежащие условия, приемы, цели, методы финансовой деятельности.
Активным элементом финансовой системы Республики Беларусь являются органы и учреждения, с помощью которых реализуется финансовая деятельность. Необходимо иметь в виду, что в осуществлении финансовой деятельности принимают участие все без исключения органы и учреждения государства и иные субъекты.
Однако в финансовую систему должны включаться те органы и учреждения, для которых финансовая деятельность является основной. Поэтому к субъектам финансовой системы следует относить только те органы и учреждения, основой деятельности которых является финансовая деятельность.
Систему финансовых органов Республики Беларусь возглавляет Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах.
К субъектам финансовой системы относятся Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции на местах, департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В состав финансовой системы входят Национальный банк Республики Беларусь и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», а также управления госкредита и госстраха, республиканская казна и местные казначейства.
Финансовое право регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и требующие своего регулирования путем установления особой совокупности правовых норм. Это и является предметом финансового права.
Государство должно определить права, обязанности и ответственность субъектов финансовой деятельности В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.
Специфика финансового права определяется его предметом, видом регулируемых им общественных отношений, важнейшими из которых являются отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства.
Объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства. Эти отношения возникают под воздействием и в интересах государства.
Предметом финансового права является не сама финансовая деятельность, а только те отношения, которые возникают в процессе ее осуществления. Вне этой сферы деятельности финансовое право не возникает Сама же сфера финансовой деятельности государства обширна и многогранна, так как внутри ее возникает необходимость регулирования некоторых сторон не только нормами финансового права, но и другими отраслями права, потому что не все денежные отношения, которые возникают в ходе финансовой деятельности государства, являются финансово-правовыми. Это и иные общественные отношения: конституционные, трудовые, административные, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права.
Финансовые отношения возникают между.
- Республикой Беларусь и местными административно-
территориальными единицами в связи с распределением фи
нансовых ресурсов;
- финансовыми и налоговыми органами государства,
с одной стороны, и предприятиями, организациями и учрежде
ниями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязанно-
стей перед государством или расходованием государственных денежных средств;
- государственными финансово-кредитными органами в
связи с образованием и использованием государственных де
нежных фондов и ресурсов;
- государственными предприятиями, учреждениями и
организациями, с одной стороны, и их вышестоящими органа
ми государственного управления - с другой, в связи с исполь
зованием бюджетных или кредитных ресурсов, собственных
денежных средств;
- государственными финансово-кредитными органами,
с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с дру
гой, в связи с образованием и распределением государственных
кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
- финансовыми и налоговыми органами государства,
с одной стороны, и физическими лицами - с другой, по уплате
ими налогов и неналоговых платежей в доход государства.
Таким образом, финансовое право есть отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.
Финансово-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, устанавливают определенные правила поведения, права и обязанности сторон. Однако они имеют особую сферу применения - финансовую деятельность государства, что является их важнейшей особенностью.
Как правило, финансово-правовые нормы носят императивный характер, т.е. они не зависят от воли сторон и выражены в категорической форме, не допускающей изменения содержащихся в этих нормах условий и характера обязательства субъектов данных отношений.
Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, являются финансово-правовыми. Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, которые не нуждаются в правовой регламентации, - организационная, подготовительная, аналитическая деятельность и др.
Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, которые выделяют их из всей совокупности правовых отношений.
Финансово-правовые отношения невозможны вне государственной деятельности. Отсюда следует, что финансово-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами, между хозяйствующими субъектами. Эти отношения носят государственно-властный характер. Одной стороной в этих отношениях выступает само государство или его орган.
Финансовое право имеет свою систему включая Общую и Особенную части.
Общая часть финансового права включает: понятие финансовой деятельности государства, его методы и формы; предмет финансового права; нормы и финансово-правовые отношения. Сюда же примыкают правовые основы финансового контроля.
К Особенной части финансового права относятся несколько крупных разделов (или институтов), важнейшими из которых являются бюджетное право, налоговое право, а также государственные расходы, государственный кредит, банковское кредитование, денежное обращение и расчеты, валютное регулирование.
Основным источником финансового права, как и всякой другой отрасли права, является Конституция Республики Беларусь. В ней содержатся нормы, определяющие компетенцию и права государства в лице его уполномоченных органов по вопросам бюджета, бюджетного процесса, налогов, денежного обращения. Этому посвящен целый раздел действующей Конституции Республики Беларусь.
Источниками финансового права являются также:
- законы Республики Беларусь, например, от 4 июня 1993 г.
«О бюджетной системе Республики Беларусь и государствен
ных внебюджетных фондах», Налоговый кодекс Республики
Беларусь, законы о конкретных налогах, взимаемых с юриди
ческих и физических лиц;
- декреты и указы Президента Республики Беларусь;
- постановления Совета Министров Республики Беларусь;
- нормативные акты министерств и ведомств Республики
Беларусь.
Большую группу источников финансового права составляют нормативные акты органов местного управления и самоуправления, а также кредитно-финансовых органов Республики Беларусь.
Глава 41 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ