Понятие финансовой деятельности государства

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Для выполнения своих функций и задач государство долж­но обладать реальными финансовыми ресурсами. Эти ресурсы государство получает в результате финансовой деятельности, ведя учет доходов и расходов в обществе и образуя различные денежные фонды.

Финансы - это не сами денежные средства, а совокупность экономических отношений в процессе создания, распределе­ния и использования фондов денежных средств. Они служат экономическим инструментом распределения валового обще­ственного продукта и национального дохода.

Финансовое право - это отрасль публичного права, нормы которого регулируют отношения в сфере формирования и использования централизованных финансов, т.е. госу­дарственных финансовых ресурсов.

По своему материальному содержанию финансовые сред­ства государства представляют различные фонды денежных средств. Они составляют одну из экономических категорий, а также являются средством контроля за производством и рас­пределением материальных благ, стимулирования развития государства и общества в нужном направлении в определен­ный период развития.

Существование финансов связано с товарно-денежными от­ношениями. Развитие этих отношений обусловлено обществен­ным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них форм хозяйствования, экономической обо­собленностью их субъектов, внешнеэкономическими связями.

Таким образом, финансовая деятельность государства -это специфическая деятельность государства в лице его орга-


нов по мобилизации денежных средств в доход государства и по распределению этих денег в соответствии с его функциями и задачами.

Финансовая деятельность государства состоит из двух со­ставных частей:

1) мобилизации (образования) или сбора денежных средств
в доход государства в различные фонды; и

2) распределения этих денежных средств для выполнения
государством своих функций и задач.

Каждая составная часть финансовой деятельности имеет свои цели и задачи, а также методы их осуществления.

Важнейшими задачами государства при мобилизации (образовании) денежных средств являются:

- учет возможностей и резерва денежных средств;

- учет и возможности налогоплательщиков;

- изыскание иных средств мобилизации денег;

- увеличение объема поступления этих денежных средств
в собственность государства.

В сборе (мобилизации) денежных средств участвуют в той или иной форме как юридические, так и физические лица, ко­торые создают материальные ценности или управляют этими ценностями.

Так, парламент устанавливает налоговую систему стра­ны, правительство через свои министерства и комитеты орга­низует исполнение бюджета; организации, предприятия, объединения и граждане уплачивают налоги. Таким образом, субъектом (участником) мобилизации денежных средств в до­ход государства выступает широкий круг юридических и фи­зических лиц.

Основными задачами при распределении денежных средств являются'.

- учет объектов использования денежных средств и их
нужд;

- определение размеров и сроков использования денеж­
ных средств;


- строгий учет и отчетность в использовании денежных
средств;

- обеспечение сохранности наличных денег;

- выявление результатов их использования.

Круг субъектов, в распоряжение или в собственность кото­рых выделяются денежные средства, весьма обширен. Это те же субъекты, которые выступают и при мобилизации денеж­ных средств. Специфическими субъектами при распределении денежных средств являются бюджетные учреждения, так как они не участвуют в мобилизации денежных средств в доход государства. Бюджетные учреждения тогда выступают субъектами мобилизации, если они занимаются хозяйственной деятельностью.

Основными задачами финансовой деятельности государ­ства являются:

- обеспечение образования общегосударственного фонда
денежных средств и его использования в целях выполнения
функций и задач государства;

- обеспечение планомерного распределения всего обще­
ственного продукта, распределения и перераспределения его
основной части - национального дохода Республики Бела­
русь, строго руководствуясь при этом требованиями экономи­
ческих законов;

- осуществление государственного контроля.
Существует два метода мобилизации денежных средств:

1) обязательный метод - это внесение денег соответствую­
щими субъектами финансовой деятельности в доход государства
в строго установленном размере и в строго установленные
сроки,

2) добровольный метод - государство получает денежные
средства во временное пользование или собственность от юри­
дических и физических лиц на добровольных началах (напри­
мер, займы, добровольное государственное страхование,
вклады в государственные финансово-кредитные учреждения,
наследование, дарение и др.).

При распределении денежных средств государство исполь­зует также два метода: финансирование и кредитование.


Государство или уполномоченный им орган выделяют деньги в распоряжение отдельных субъектов для выполнения ими своих функций на условиях безвозвратности, безвозмезд­ности, на определенный срок при строго целевом расходова­нии бюджетных средств. Так расходуется 90 % всех денежных средств государства. Этот метод называется еще бюджетным кредитованием.

Кредитование - это оказание специально на то уполномо­ченным государством органом временной финансовой помощи отдельным субъектам финансовой деятельности на условиях возвратности, возмездное™, на определенный срок и на стро­го определенные цели.

Финансовая деятельность государства протекает в двух формах - законодательной и исполнительно-распорядительной.

Законодательная форма создает правовую базу финансо­вой деятельности. В законодательной форме финансовую дея­тельность (и мобилизацию, и распределение) в Республике Беларусь осуществляют Национальное собрание и Президент.

Исполнительно-распорядительной формой финансовой деятельности является оперативная, текущая работа. Ею зани­маются прежде всего Совет Министров, соответствующие министерства и ведомства, а также исполнительно-распоряди­тельные органы на местах.

Финансовая деятельность государства основывается на следующих принципах.

1.Строго целевое расходование денежных средств. Оно
обеспечивается всей системой законодательства, и прежде все­
го - бюджетной классификацией.

2. Принцип режима экономии предусматривает рачитель­
ное и бережное расходование денежных средств.

3. Хозяйственный расчет требует использования денежных
средств с максимальной пользой для данного субъекта финан­
совой деятельности.

К этому принципу примыкает и такой принцип, как окупа­емость затрат, который остается только принципом, поскольку иногда государство или его уполномоченный орган вынужде­ны использовать денежные средства без окупаемости, т.е. без получения прибыли или дохода.


4. Принцип накопления, способный обеспечить непрерыв­
ность функционирования определенных субъектов финансо­
вой деятельности.

5. Строгий учет и отчетность как при мобилизации денежных
средств, так и при их расходовании. С этим принципом связано и
обеспечение строгой сохранности наличных денежных средств.

6. Тщательный подбор и расстановка счетных работников.

Сфера финансовой деятельности относитсяк ведению как республиканских, так и местных органов управления и само­управления. Имеется также область совместного их ведения.