Ответственность за нарушение законодательства о труде

Нарушение законодательства о труде влечет за собой при­менение органами надзора и контроля определенных средств воздействия, назначение которых - направить поведение субъектов права в русло закона. Их применение создает не­благоприятные последствия для тех, кому они адресованы (со­здание дополнительных обязанностей устранить допущенные нарушения, принять дополнительные меры по созданию безо­пасных условий труда и т.п.).

Предпосылкой применения любых надзорно-контрольных средств воздействия является нарушение определенного зако­на или других нормативных актов независимо от вины лица. Наличие вины необязательно потому, что цель надзорно-конт-рольной деятельности состоит в исправлении нарушения, а не в наказании виновного лица. Все разнообразные надзорно-контрольные средства имеют общую правовую природу: это административные принудительные меры. Они объективиру­ются в издании запретов и предписаний, которые представля­ют собой индивидуальный административный акт.

Связь между надзором и контролем за соблюдением зако­нодательства о труде и ответственностью за его нарушение прямо выражена в Трудовом кодексе Республики Беларусь.


В зависимости от характера совершенного правонаруше­ния юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в со­ответствии с законодательством.

Статья 465 ТК выделяет два вида субъектов, несущих от­ветственность за нарушение трудового законодательства: юридические и физические лица.

Под юридическими лицами понимаются предприятия, уч­реждения, организации, общества, кооперативы и др.

Физические лица - это наниматели, которым предоставле­но право заключения и прекращения трудового договора с работником, а также уполномоченное должностное лицо нани­мателя, т.е. руководитель (его заместитель) организации (обо­собленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Применение каждого из перечисленных видов ответствен­ности в области трудовых отношений имеет специфические черты.

Дисциплинарную ответственность за нарушение законо­дательства о труде несут виновные должностные лица. Она заключается в применении мер дисциплинарного воздействия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц, в том числе за нарушения правил и норм охраны труда, осуществля­ется путем наложения на них дисциплинарных взысканий.

Согласно ст. 198 ТК могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Право выбора вида дисциплинарного взыскания принад­лежит нанимателю. При этом учитывается тяжесть дисципли­нарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и другие факторы.

Увольнение возможно при систематическом неисполнении должностным лицом своих обязанностей (п. 4 ст. 42 ТК), а так­же в случае однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 ТК).


В целях совершенствования организации труда и предуп­реждения нарушений законодательства в сфере трудовых от­ношений принят Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершен­ствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и ис­полнительской дисциплины». Декретом предусматриваются дополнительные основания для расторжения контракта по ини­циативе нанимателя. В частности, нарушение правил по охра­не труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника; а также непринятие без уважитель­ных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устра­нению выявленных нарушений и по возмещению материально­го ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

Административная ответственность - это особый вид принуждения, который применяется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к ли­цам, совершившим административные правонарушения (про­ступки). В то время как дисциплинарная ответственность может наступить только при наличии служебного подчинения между лицом или органом, налагающим взыскание, и лицом, на которое налагается взыскание, для административной от­ветственности характерно отсутствие такого подчинения.

В настоящее время вопросы административной ответствен­ности в Республике Беларусь регулируются Кодексом Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г.

Административная ответственность за нарушение законо­дательства о труде наступает в соответствии со ст. 41 КоАП и иными статьями, устанавливающими административную от­ветственность за нарушения специальных правил и норм по охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа.

Правом наложения штрафа на должностных лиц в админи­стративном порядке без обращения в административные ко­миссии имеют:

- органы государственной инспекции труда за наруше­ния, предусмотренные ст. 41 КоАП;


- органы надзора за безопасным ведением работ в про­
мышленности и атомной энергетике за нарушения, предусмот­
ренные ст. 90 КоАП;

- органы и учреждения, осуществляющие санитарный
надзор за нарушения, предусмотренные ст. 42, 43, 79-84 и 85
КоАП;

- органы государственного пожарного надзора за нару­
шения, предусмотренные ст. 170 КоАП.

Порядок наложения и взыскания административных штра­фов регламентирован главой 4 раздела II КоАП РБ и раздела­ми IV и V КоАП.

О каждом нарушении трудового законодательства или правил охраны труда составляется протокол (акт).

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаруже­ния. Постановление о наложении штрафа должно быть вруче­но нарушителю в срок до трех дней с указанием порядка обжалования. Постановление о наложении штрафа, не испол­ненное в течение трех месяцев со дня его вынесения, исполне­нию не подлежит.

Штраф, не уплаченный в течение 15 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, взыскивается в принуди­тельном порядке из заработка оштрафованного.

Лица, подвергнутые штрафу за нарушения трудового за­конодательства в административном порядке, вправе обра­титься в вышестоящий орган или в суд с жалобой в десяти­дневный срок со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.

Уголовная ответственность за нарушение законодатель­ства о труде и правил охраны труда предусмотрена ст. 194, 199, 301-308, 318, 336, 338 УК.

Статья 199 УК предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение законодательства о труде. Диспозицией статьи предусматриваются конкретные случаи нарушения за­конодательства о труде, влекущие уголовную ответствен­ность. Это - необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заве­домо незаконное увольнение лица с работы.


I


Запрещается необоснованный отказ в заключении трудо­вого договора с отдельными гражданами, предусмотренный ст. 16 ТК. Под необоснованным отказом в приеме на работу понимается отказ по причинам, не предусмотренным в законо­дательстве. В таком случае законодательство содержит либо прямой запрет в приеме на работу, либо определяет условия, при наличии которых наниматель может отказаться от заклю­чения трудового договора.

Незаконное увольнение лица с работы - это такое уволь­нение, когда нанимателю было известно о наличии обстоя­тельств, исключающих возможность увольнения. Законное ос­нование - это предусмотренная нормами права причина (обстоятельство) прекращения трудового договора. Основной их перечень закреплен в гл. 4 и ст. 257-260, 294, 301, 311 ТК.

Уголовная ответственность по основаниям ст. 199 УК на­ступает только в случае, когда в действиях должностного лица присутствовали вина и умысел.

За совершение действий, предусмотренных ст. 199 УК, ви­новное лицо наказывается лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельнос­тью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 306 УК предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые несут ответственность за их соблюдение. Понятие «правила охраны труда» включает правила техники безопас­ности, промышленной санитарии и иные правила охраны тру­да. Под иными правилами охраны труда понимаются, напри­мер, правила охраны труда отдельных категорий работников (инвалидов, несовершеннолетних), правила охраны труда в отдельных отраслях производства и т.д.

Статьи 301-308, 318, 320, 336, 338 УК также предусмат­ривают уголовную ответственность за нарушения правил ох­раны труда: нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различ­ного рода работ; выпуск в эксплуатацию заведомо техничес­ки неисправного транспортного средства и др.


Материальная ответственность состоит в обязанности одной стороны трудового договора возместить в соответствии с законодательством материальный ущерб, причиненный др> -гой стороне. Различают два вида указанной ответственности материальную ответственность работника перед нанимателем и материальную ответственность нанимателя перед работни­ком. Работник возмещает ущерб, причиненный им имуществу нанимателя. Последний возмещает работнику ущерб, возник­ший в связи с противоправным лишением его возможности осуществлять трудовую функцию и получать за это заработ­ную плату, или вред, причиненный здоровью работника.

Материальная ответственность нанимателей за вред, при чиненный жизни и здоровью работников предусмотрена гл. 38 ТК. Все работники независимо от характера трудовой связи с нанимателями, стажа работы имеют право на возмещение ущер­ба, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей и произошедшим как на тер­ритории нанимателя, так и за ее пределами. Увечье может воз­никнуть в результате травмы, полученной работником при ис­полнении трудовых обязанностей. Профессиональное заболевание - это такое заболевание, которое вызвано действи­ем неблагоприятных производственных факторов. Возмещение вреда потерпевшему происходит в виде выплаты денежных сумм в размере откорректированного заработка (или соответ­ствующей его части) в зависимости от степени утраты профес­сиональной трудоспособности вследствие данного трудового увечья; компенсации дополнительных расходов; выплаты в ус­тановленных случаях единовременного пособия; возмещения морального вреда; возмещения расходов на погребение.

В соответствии со ст. 245 ТК на должностное лицо, винов­ное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, измене­нии существенных условий труда, отстранении от работы, воз­лагается материальная ответственность. Она наступает вследствие решения суда и в случае, если перевод, перемеще­ние, изменение существенных условий труда или отстранение от работы произведены с нарушением закона, а также при за­держке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда.


Глава 39 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ