Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде
Статья 463 ТК закрепляет право на общественный контроль, который осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.
Можно констатировать, что контроль за соблюдением трудового законодательства подразделяется на государственный и общественный.
Наиболее общий критерий разграничения государственного и общественного контроля заключается в субъектном признаке.
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти, по своей правовой природе - это административно-правовой контроль.
Общественный контроль проводится общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.
Право профессиональных союзов на контроль за соблюдением законодательства о труде закреплено в Законе Республики Беларусь «О профессиональных союзах».
Порядок его осуществления утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 '. В данном нормативном правовом акте определены: объект, предмет, полномочия органов общесгвенного (профсоюзного) контроля, корреспондирующие им обязанности нанимателей, а также средства реагирования в случае обнаружения нарушений законодательства о труде.
НРПА. 2000. № 103. 5/4377; 2001. № 22. 5/5300; 2003. № 1. 5/11685.
Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде предусматривает, что, во-первых, профсоюзы могут осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде через их технические и правовые инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов. Во-вторых, только в тех организациях, где работают члены данного профсоюза и создана первичная профсоюзная организация.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления.
Важным полномочием, закрепленным в Порядке осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, является право профсоюзов на выдачу представления нанимателям об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольной деятельности, которое непосредственно ему вручается и обязательно для исполнения. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
В случае несоответствия положений трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению) представители профсоюзов вправе требовать от нанимателя в интересах работника - члена профсоюза изменений условий такого договора.
Профсоюзы вправе также ходатайствовать перед соответствующими органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в месячный срок письменно уведомить о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях трудового законодательства при прекращении трудового договора с работником - членом профсоюза должно
быть рассмотрено нанимателем в пятидневный срок со дня его получения.
Представители профсоюза имеют право участвовать в проверках, проводимых государственными органами по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, и излагать свое мнение в документах, составленных по результатам проверки.
Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.