Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Согласно ст. 462 ТК надзор и контроль за соблюдением за­конодательства о труде возлагается на систему государствен­ных органов, которые осуществляют правоохранительную функцию государства. Только благодаря наличию системы лю­бое юридически значимое действие нанимателей в отношении работников оказывается охваченным сферой надзора и контроля.


К решению общей задачи выявления, пресечения и предуп­реждения нарушений норм трудового права каждый орган си­стемы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде подходит со своими собственными полномочиями, сред­ствами и методами, тем самым обеспечивая ее" целостность.

Среди органов, осуществляющих данную деятельность, важное место занимают специально уполномоченные государ­ственные органы и инспекции. Это органы межотраслевой компетенции.

Особое место занимает Министерство труда и социаль­ной защиты Республики Беларусь, которое является республи­канским органом государственного управления, проводящим i осударственную политику, осуществляющим управление и го­сударственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а так­же координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

В систему Министерства труда и социальной защиты вхо­дят департамент государственной инспекции труда, а также областные и Минская городская экспертизы труда, органы го­сударственной службы занятости населения, Фонд социальной защиты населения и его региональные отделения, центры по на­числению и выплате пенсий и пособий, государственные учреж­дения социального обслуживания, другие организации, созданные в установленном порядке.

Основными задачами Министерства труда и социальной защиты являются разработка предложений и реализация ос­новных направлений и приоритетов государственной полити­ки по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, повышению уровня жизни и доходов населения. В чис­ло его функций входит и деятельность по осуществлению кон­троля за соблюдением трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законо­дательства о труде возложен на департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.

Положение об этом органе утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Бела­русь от 27 декабря 2001 г. № 22 '.

НРПА. 2002. № 12. 8/7655


Департамент государственной инспекции труда осуществляет специальные надзорные и контрольные функции, т.е. является един­ственным специализированным органом, выполняющим данную де­ятельность во всем объеме. Основная задача департамента государственной инспекции труда - выявление и пресечение нару­шений трудового законодательства, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимате­лям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения.

Государственные инспекторы труда проводят любые про­верки, контроль и расследования с целью удостовериться в соблюдении законодательства о труде. Они наделены боль­шим объемом мер реагирования. Так, инспекторы труда име­ют право выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и контро­лировать их выполнение; налагать в установленном порядке штрафы на должностных лиц; применять к нанимателям эконо­мические санкции или выносить им предупреждение, а также составлять протоколы по делам об административных право­нарушениях и направлять их в суд.

В Министерстве труда и социальной защиты создана система органов государственной службы занятости. К задачам, которые призваны выполнять данные органы, относятся: контроль за пра­вильностью применения законодательства о занятости населения; разъяснение нормативных правовых актов по данным вопросам, обеспечение единообразного применения законодательства о за­нятости на всей территории Республики Беларусь, разработка предложений по его совершенствованию и др.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 4 октября 2000 г. №130' утверждено Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законода­тельства о занятости населения Республики Беларусь.

Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должнос­тей и показателей, дающих право на пенсию за работу с осо­быми условиями труда, установления доплат за работу во вредных или опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь.

1 НРПА. 2000. № 105. 8/4290; 2002. № 76. 8/8210.


Госэкспертизе условий труда предоставляется право осу­ществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведе­нии и др.

Составной частью системы национальной безопасности Республики Беларусь являются органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которые осу­ществляют свою деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера, обеспечения пожарной, промышленной и ра­диационной безопасности.

В систему этих органов входят Министерство по чрезвы­чайным ситуациям Республики Беларусь и его региональные органы.

Правовые, экономические и социальные основы обеспече­ния безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Законе Республики Беларусь от 10 ян­варя 2000 г. «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» '. Он направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организа­ций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации по­следствий указанных аварий.

В целях проверки выполнения организациями, эксплуати­рующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь госу­дарственный надзор в области промышленной безопасности. Органом, обеспечивающим данную деятельность, является де­партамент по надзору за безопасным ведением работ в про­мышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Положение о департаменте утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 29 ноября 2001 г.

№ 17 2.

1 НРПА. 2000 № 8. 2/138.

2 НРПА. 2002. № з. 8/7545; 2003. № 75. 8/9675; 2005. № 57. 8/12385.


Основными задачами департамента являются осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполни­тельных и других) функций в области промышленной, техничес­кой, ядерной и радиационной безопасности; предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производствен­ных и других объектах повышенной опасности и др.

Государственный пожарный надзор за соблюдением зако­нодательства о пожарной безопасности осуществляется орга­нами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Государ­ственный пожарный надзор в Республике Беларусь проводится прежде всего в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей. Правовая основа и принципы государственного по­жарного надзора определены в Законе Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности»'.

В соответствии с данным Законом и в целях совершен­ствования нормативного регулирования деятельности органов государственного пожарного надзора постановлением ука­занного выше Министерства, утверждено Положение по осу­ществлению государственного пожарного надзора.

Данное Положение регулирует вопросы применения орга­нами государственного пожарного надзора мер администра­тивного принуждения и пресечения. Так, должностные лица органов пожарного надзора осуществляют в соответствии с законодательством Республики Беларусь производство по де­лам об административных правонарушениях. При обнаруже­нии нарушений требований законодательства о пожарной безопасности составляется протокол на лицо, совершившее административное правонарушение, и должностное лицо орга­на пожарного надзора рассматривает дело об административ­ном правонарушении или определяет дату, время и место его рассмотрения. По результатам рассмотрения дела об админист­ративном правонарушении может быть вынесено постановле­ние о наложении административного взыскания. При неуплате добровольно в установленный законодательством срок штрафа в бухгалтерию по месту работы нарушителя направляется со­общение, а если нарушитель не работает - в районный (город­ской) суд для принудительного взыскания штрафа.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 23. Ст. 282; 1996. № 21. Ст. 380; Ведомости Национального собрания Рес­публики Беларусь. 1997. № 33. Ст. 658, НРПА. 2002. № 9. 2/838; 2004. № 189. 2/1087.


Государственный энергетический надзор осуществляется Комитетом по энергоэффективности при Совете Мини­стров Республики Беларусь. На него возлагается проведение государственной политики в сфере энергосбережения и госу­дарственный надзор за рациональным использованием топли­ва, электрической и тепловой энергии всеми организациями независимо от форм собственности и подчиненности. Положе­ние о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 '.

Осуществление санитарного надзора за соблюдением на­нимателями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на орга­ны санитарно-эпидемиологической службы системы Мини­стерства здравоохранения Республики Беларусь.

Принятый в новой редакции от 23 мая 2003 г. Закон Рес­публики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения»2 установил право­вые и организационные основы предотвращения и устранения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания и регламентировал действия государствен­ных органов, юридических и физических лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Дан­ным Законом закреплены система государственного санитарно­го надзора, права и обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих санитарный надзор, гарантии их деятельности, а также предусмотрена ответственность за нару­шения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 10 августа 2000 г. № 1236 утвердил Положение об осуще­ствлении государственного санитарного надзора в Республи­ке Беларусь 3.

Государственный санитарный надзор - деятельность упол­номоченных государственных органов и учреждений, направ­ленная на профилактику заболеваний путем предупреждения,

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель­
ства Республики Беларусь 1998. № 1. Ст 21, № 22. Ст. 589.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 36. Ст. 451;
НРПА 2000. № 52 2/172; 2003. № 79 2/966.

'НРПА. 2000. № 80. 5/3811.


обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиоло­гического законодательства.

Согласно Положению основной задачей государственно­го санитарного надзора в Республике Беларусь является осу­ществление надзора за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собствен­ности, должностными лицами и гражданами санитарно-эпиде­миологического законодательства.

Выполнение ее возложено на систему органов и учрежде­ний, осуществляющих санитарный надзор.

Органы санитарного надзора применяют меры админист­ративного принуждения, рассматривают дела о санитарных правонарушениях и налагают административные взыскания, передают материалы о санитарных правонарушениях в след­ственные органы для возбуждения уголовных дел, представля­ют предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным и др.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчинен­ные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнени­ем законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Основные цели, направления, задачи, принципы и порядок организации и деятельности органов прокуратуры определены Законом Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь».

Предметом общего надзора является точное и единообраз­ное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмеши­вается в оперативно-хозяйственную деятельность учреждений и организаций.

Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требу­ющих непосредственного прокурорского реагирования.

Как надзорный орган прокуратура не вправе самостоятель­но ни отменить противоречащий закону акт, ни наказать винов­ное должностное лицо. Прокурорскому надзору характерны специфические формы реагирования на выявленные наруше­ния. Прокурорское реагирование - это акты прокурорского надзора: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.


Остановимся также на некоторых моментах судебной за­щиты трудовых прав работников. Критерием эффективности юридических гарантий является возможность обжалования в суде работником любого незаконно нарушенного права, а также законного интереса.

Расширение судебной защиты трудовых прав работников является насущной проблемой. Суд - классический орган раз­решения споров, специально для этого созданный. Именно ему принадлежит правозащитная функция. Несомненно, что реаль­но обеспечить защиту трудовых прав работников возможно только путем судебного разбирательства.