Общие положения
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
Для обеспечения законности в сфере трудовых отношений системой надлежащих органов осуществляется надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Согласно ст. 462 ТК ее составляют специально уполномоченные государственные органы.
Надзорно-контрольная деятельность - это вид правоохранительной деятельности государства. В процессе ее осуществления специально уполномоченные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны нанимателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают нарушенные трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных лиц.
Объектом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные).
К общественным функциям, которые призваны выполнять эти органы, относятся: обеспечение'законности в трудовых правоотношениях, защита субъективных трудовых прав работников, содействие совершенствованию организации труда и др.
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в двух формах.
Контроль - это составная часть управленческой функции. Сущность ее заключается не только в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, корректировке, даче указаний и применении санкций, но и в некотором вмешательстве в их оперативно-хозяйственную деятельность, в оценке ее целесообразности и эффективности.
Основная задача контроля состоит в улучшении состояния законности на подконтрольных объектах за счет наиболее целесообразного применения правовых норм, принятия реальных мер как по устранению выявленных нарушений, так и их причин.
Соответственно своему назначению при осуществлении контроля государственные органы наделены административными полномочиями: они принимают акты, обязательные для исполнения нанимателями, уполномоченными ими должностными лицами, привлекают к дисциплинарной и административной ответственности, назначают и проводят проверки, производственно-технические экспертизы, приостанавливают незаконные распоряжения и действия должностных лиц, делают им предупреждения, налагают на виновных взыскания вплоть до отстранения от должности и передачи материалов в органы прокуратуры.
Процесс осуществления контроля включает следующие стадии: проверки, установления фактического состояния дел; анализа, сравнения существующего положения с требованиями трудового законодательства; исправления и реагирования на обнаруженные нарушения.
Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.
Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нарушение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, добиваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия путем внесения своих предложений на рассмотрение того органа, который правомочен решать вопросы привлечения правонарушителей к ответственности.
На практике разграничение надзорно-контрольных органов невозможно if нецелесообразно. Органы, о которых говорится в ст. 462 ТК, сочетают как надзорные, так и контрольные полномочия.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установления и сфере применения условий труда.
При установлении условий труда осуществление надзора и контроля связано прежде всего с расширением применения локального и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. В соответствии со ст. 23 ТК условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, являются недействительными. Вместе с тем в коллективных и индивидуальных трудовых договорах могут устанавливаться условия, улучшающие положение работников.
В сфере применения установленных условий труда над-зорно-контрольная деятельность осуществляется за соответствием правоприменительных документов (приказов о приеме и увольнении работника, привчечении к ответственности и др.) законодательству и локальным нормативным актам.
В каждой из названных сфер надзорно-контрольной деятельности следует различать предварительный, текущий и последующий надзор и контроль.
Предварительный надзор и контроль заключается в предупреждении нарушений законодательства о труде, недопущении принятия незаконных решений.
Цель последующего надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства состоит в выявлении уже допущенных нарушений и восстановлении прав работника.
Текущий надзор и контроль может быть как предварительным (если соответствующее решение еще не принято), так и последующим (если решение состоялось).