Разрешение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам образуется из равного чис­ла представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год (ст. 235 ТК). По письменному соглашению между профсо­юзом и нанимателем либо в случаях, предусмотренных коллек-


тивным договором, законодательство допускает создание КТС в подразделениях организаций.

Полномочия представителей сторон подтверждаются до­веренностями, выданными в установленном порядке (ч. 3 ст. 235 ТК).

Порядок ведения делопроизводства КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в кол­лективном договоре. Организационно-техническое обеспече­ние деятельности КТС осуществляется нанимателем.

Согласно ст. 236 ТК КТС (если она создана) является обя­зательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок их разрешения.

КТС рассматривает споры работников - членов соответ­ствующего профсоюза, связанные с применением законода­тельства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных актов, трудовых договоров, в том числе об (о) (ч. 2 ст. 236 ТК):

1) установленных расценках и нормах труда, а также ус­
ловиях для их выполнения;

2) переводе на другую работу и перемещении;

3) оплате труда, в том числе при невыполнении норм тру­
да, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и
заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;

4) праве на получение и размере причитающихся работни­
ку премий и вознаграждений, предусмотренных действующей
у нанимателя системой оплаты труда;

5) выплате компенсаций и предоставлении гарантий;

6) возврате денежных сумм, удержанных из заработной
платы работника;

7) предоставлении отпусков;

8) выдаче специальной одежды, специальной обуви,
средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического
питания.

Работник - нечлен профсоюза имеет право по своему вы­бору обратиться в КТС либо в суд.


Приведенный перечень вопросов является примерным. В частности, судебная практика к спорам, подведомственным КТС, относит также споры: о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за вре­мя выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незакон­ным переводом; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия, и др.

Вопрос о подведомственности того или иного спора КТС решается на ее заседании. Отказывая работнику в разрешении конкретного спора по мотиву неподведомственности, КТС обяза­на разъяснить ему, куда следует обратиться за его разрешением.

В КТС заявление может подавать только работник. На­ниматель такого права не имеет. Законом не установлена фор­ма заявления. По сложившейся практике работник при обращении его в КТС подает заявление в письменном виде. За­явление работника, поступившее в КТС, подлежит обязатель­ной регистрации.

Присутствие заинтересованного работника на заседании КТС обязательно. Заочное рассмотрение спора возможно только по его письменному заявлению.

В ходе предварительной подготовки спора к рассмотрению ко­миссия истребует от нанимателя необходимые доказательства, ма­териалы, расчеты и т.п. Эти требования для нанимателя обязательны. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюза (иных пред­ставителей работников) и других общественных объединений.

Порядок проведения заседания КТС не регламентирован за­конодательством. На каждом заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

Решение КТС принимает только по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза. Приобретает обя­зательную силу после подписания его председателем и секре­тарем. Решение не подлежит утверждению нанимателем либо профсоюзом.

После рассмотрения спора стороны могут прийти к со­глашению о (об):

- полном удовлетворении требований работника; 646


- частичном удовлетворении требований работника;

- отказе в удовлетворении требований работника.

При недостижении соглашения между представителями нанимателя и профсоюза по трудовому спору в протоколе ука­зываются предложения каждой стороны, а также отмечается, что соглашение не состоялось.

В решении КТС указываются: наниматель; фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию работника; даты обраще­ния в комиссию и рассмотрения спора; существо спора; фами­лии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение комиссии (ч. 3 ст. 238 ТК).

КТС обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок (ч. 6 ст. 237 ТК).

Решение КТС должно быть мотивированным и основан­ным на действующем законодательстве о труде, коллективном договоре или другом соглашении о труде.

Выводы комиссии должны быть выражены в ясной и чет­кой форме, исключающей затруднения в исполнении решения.

Копия решения КТС в трехдневный срок вручается работ­нику и нанимателю. КТС не может пересматривать по суще­ству уже решенный ею спор. Если, например, при подсчете сумм КТС допустила ошибку и между нанимателем и работни­ком возникает дополнительный спор о сумме (но не о праве на нее), выносится дополнительное решение.

Законодательство не решает вопрос о праве КТС выхо­дить за пределы требований, заявленных работником. Суще­ствует мнение, что комиссия может сделать это (изменить предмет спора) только с согласия работника.