Воспитание быстроты, простой и сложной двигательных реакций.

Методика воспитания скоростных способностей.

Быстрота двигательной реакции оценивается латентным временем реагирования. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, на выстрел стартового пистолета).

Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой во времени.

Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быстро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в скорости реакции практически не сказывается на скорости движения (Р. И. Тоомсалу).

Значительное улучшение быстроты двигательной реакции — задача весьма сложная.

В значительной части случаев (например, при занятиях лишь общей физической подготовкой) не возникает необходимости специальных воздействий на развитие быстроты двигательной реакции: достаточно того улучшения быстроты реакции, которое происходит путем переноса при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценны в этом отношении разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол.

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.

В случаях, когда быстрота реакции имеет особо большое значение, для ее совершенствования используют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений.

Другая методика — ее можно условно назвать «сенсомоторной» (С. Г. Геллерштейн) — основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.

Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и играх с мячом. Так, например, вратарь, когда бьют по воротам, должен:

1) увидеть мяч,

2) оценить направление и скорость его полета,

3) выбрать план действия,

4) начать его осуществлять.

Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося предмета глазами. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять
особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает
большое значение умение предугадать направление и скорость полета мяча по действиям производящего удар.

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакций. При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнения действия, как бы опережая движущийся объект.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборствах — от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя в боксе требования к сложной реакции очень велики: противник может пытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности.

При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменении обстановки.