Понятие занятости

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Прекращение трудового договора с лицами, работающими по совместительству (гл. 32 ТК)

Прекращение трудового договора с сезонными работниками (гл. 24 ТК)

Сезонными признаются работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполня­ются не круглый год, а в течение определенного периода (сезо­на), не превышающего шесть месяцев (ст. 299 ТК). Перечень сезонных работ утвержден постановлением Министерства тру­да Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 56 '.

Норма ст. 301 ТК содержит три специальных, дополни­тельных основания прекращения трудового договора с сезон­ными работниками, которых ранее в КЗоТ не было:

1) сезонные работники имеют право расторгнуть трудовой
договор по собственному желанию, предупредив об этом на­
нимателя письменно за три дня (ч. 1 ст. 301 ТК);

2) положения ч. 2 ст. 301 ТК предусматривают, что с се­
зонными работниками трудовой договор может быть прекра­
щен по инициативе нанимателя в случаях, указанных в ст. 42
ТК (кроме п. 6) и ст. 44 ТК.

Кроме того, по инициативе нанимателя трудовой договор с сезонными работниками может быть расторгнут по специаль­ным, дополнительным основаниям.

1) приостановка работ у нанимателя на срок более двух
недель по причинам производственного характера или сокра­
щение объема работ у нанимателя (п. 1 ч. 2 ст. 301 ТК);

2) отсутствие сезонного работника на работе более одного
месяца непрерывно. В случае утраты трудоспособности вслед­
ствие трудового увечья или профессионального заболевания, а
также когда законодательством установлен более длительный
срок сохранения места работы (должности) при определенном
заболевании, за сезонными работниками сохраняется место ра­
боты (должность) до восстановления трудоспособности или ус­
тановления инвалидности, но не более чем до окончания срока
работы по трудовому договору (п. 2 ч. 2 ст. 301 ТК).

1 НРПА 2000. № 49. 8/3443; 2004. № 112. 8/11271.


В ТК появилась новая глава (32), регламентирующая осо­бенности труда лиц, работающих по совместительству.

Совместительство - это выполнение работником в сво­бодное от основной работы время другой постоянно оплачива­емой работы у того же или другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК).

Увольнение работающих по совместительству может про­изводиться по общим основаниям, предусмотренным ст. 35, 37, 40, 42, 44, 47 ТК и др. Положениями ст. 350 ТК предусмотре­но дополнительное основание прекращения трудового догово­ра с совместителями - «в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной».


Глава 33

В Республике Беларусь легальное правовое определение занятости населения закреплено Законом Республики Бела­русь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республике Бе­ларусь», который трактует занятость как не запрещенную за­коном деятельность граждан, как правило, приносящую им заработок (доход).

В юридической литературе под формами занятости пони­мают установленные законом или не противоречащие ему сфе­ры приложения труда, где граждане реализуют право на труд. Общим для всех форм занятости является включение времени работы (при условии уплаты страховых взносов) в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособия, льготы, установлен­ные для работающих.

Наряду с основными формами занятости, дифференциро­ванными по сферам приложения труда, в нашей стране полу­чили определенное распространение специальные виды занято­сти, используемые в качестве организационных форм привлечения в общественное хозяйство рабочей силы из «до­полнительных» источников, т.е. из числа лиц, уже имеющих занятие или источник дохода. К числу этих видов занятости относятся: труд с режимом неполного рабочего времени; на­домный труд; совместительство.

Правовая база по обеспечению занятости населения в Рес­публике Беларусь разрабатывается с учетом международных документов: Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенций Международной организации труда № 88 (1948 г.), № 122 (1964 г.), № 151 (1978 г.) и других актов МОТ.


В систему нормативных правовых актов Республики Бела­русь, регулирующих вопросы обеспечения занятости населения, входят:

- Конституция Республики Беларусь, являющаяся право­
вой основой для законодательных и иных нормативных актов
в обларти обеспечения занятости населения. Норма ст. 41 га­
рантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как
наиболее достойный способ самоутверждения человека.
В ч. 2 ст. 41 установлено, что государство создает условия для
полной занятости населения. В случае незанятости лица по не
зависящим от него причинам ему гарантируется обучение но­
вым специальностям и повышение квалификации с учетом об­
щественных потребностей, а также пособие по безработице в
соответствии с законом.

- Важнейшие общие положения об обеспечении занятости
населения содержат: Трудовой кодекс Республики Беларусь,
Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости
населения Республики Беларусь», иные законы, например, За­
кон Республике Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государствен­
ной службе в Республике Беларусь» '; Закон Республики Беларусь
от 11 ноября 1991 г. в редакции от 14 июля 2000 г. «О социаль­
ной защите инвалидов Республики Беларусь» и др.

- Декреты и указы Президента Республики Беларусь, на­
пример, Указ Президента Республики Беларусь от 30 января
2003 г. № 50 «О совершенствовании деятельности государ­
ственной службы занятости населения»2.

- Постановления Совета Министров Республики Бела­
русь, обеспечивающие исполнение положений Конституции
Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декре­
тов и указов Президента Республики Беларусь по вопросам
обеспечения занятости населения. Среди них - постановление
от 15 апреля 1993 г. № 236 «Об утверждении положений о по­
рядке регистрации безработных в Республике Беларусь, о по­
рядке и условиях выплаты им пособий и материальной помо­
щи» 3, постановление Совета Министров Республики

1 НРПА. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053.

2 НРПА. 2003. № 15. 1/4369.

1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 11. Ст. 194; Собрание декреторв, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 15. Ст. 552; 1998. № 9. Ст. 248; 1999. № 11. Ст. 300; НРПА. 2001. № 6. 5/4981; 2002. № 32. 5/10103; 2004. № 196. 5/15297.


Беларусь от 16 мая 1997 г. № 513 «О порядке организации и условиях проведения общественных работ в Республике Бела­русь» ', и др.

- Постановления Министерства труда и социальной за­
щиты Республики Беларусь (до 24 сентября 2001 г. Министер­
ство труда Республики Беларусь), утвердившие: Положение о
содействии органами государственной службы занятости без­
работным в организации предпринимательской деятельности и
ее дальнейшем развитии от 28 августа 2000 г. № 117 2; Поло­
жение об организации временной занятости безработной моло­
дежи «Молодежная практика» от 16 июля 1998 г. № 65 3.

- Разъяснения Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь по применению декретов и указов Пре­
зидента Республики Беларусь, постановлений Правительства
Республики Беларусь по вопросам труда, занятости и социаль­
но-трудовых отношений.

- Ежегодно утверждаемые государственные республи­
канские и региональные программы занятости населения, ко­
торые учитывают структурную перестройку экономики Рес­
публики Беларусь, а также ситуацию на рынке труда.

- Нормативная часть социально-партнерских соглашений
и коллективных договоров, предусматривающая нормы по
обеспечению занятости населения.

Органы государственной службы занятости

В настоящее время систему государственных органов, обеспечивающих занятость населения, составляют:

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, которое является республиканским органом госу­дарственного управления, проводящим государственную по­литику, осуществляющим управление и государственный кон-

1 Собрание декреторв, указов Президента и постановлений Правитель­ства Республики Беларусь. 1997, № 15. Ст. 553; 1999. № 11. Ст. 299; НРПА. 2000. № 60. 5/3442; 2002. № 32. 5/10103.

1 НРПА. 2000. № 92. 8/4073; 2002. № 76. 8/8210; 2003. № 64. 8/9594.

3 Бюллетень нормативно-правовой информации. 1998. № 17; НРПА. 2002. № 37. 8/7882; 2003. № 64. 8/9596.


троль за соблюдением законодательства в области труда, за­нятости, социальной защиты, демографической безопасности, координирующим деятельность по этим направления других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющим организационно-техническое и ин­формационное обеспечение деятельности Национального ко­митета по народонаселению при Совете Министров Республи­ки Беларусь.

Главное управление политики занятости и народонаселе­ния, которое является самостоятельным структурным подраз­делением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, подчиненным непосредственно замести­телю Министра труда и социальной защиты Республики Бела­русь. Это управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, а также в пределах установленных полномо­чий - с иными республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительны­ми и распорядительными органами, подведомственными и дру­гими организациями.

Управления областных служб занятости населения (Мин­ский городской центр занятости населения), региональные, го-" родские, районные центры имеют двойное подчинение, по­скольку они являются структурными подразделениями соответствующих местных исполнительных и распорядитель­ных органов и одновременно входят в систему Министерства труда и социальной защиты.

Государственный фонд содействия занятости является государственным целевым бюджетным фондом, предназначен­ным для страхования от безработицы и финансирования ме­роприятий по обеспечению занятости населения. Средства государственного фонда содействия занятости включаются в республиканский и местные бюджеты и используются в соот­ветствии с законодательством; распределяются между респуб­ликанским и местными бюджетами в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на оче­редной финансовый (бюджетный) год.