Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства

Правоотношения по обеспечению занятости граждан

Правовые, социально-экономические и организационные основы функционирования отношений по обеспечению занятос­ти и трудоустройства граждан нашего государства определены Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь»'.

Правоотношения данной сферы возникают в том случае, когда гражданин обращается в органы службы занятости за содействием в устройстве на работу. Иногда при этом возни­кает необходимость переквалификации или получения новой специальности. Поэтому правоотношения по обеспечению за­нятости обычно предшествуют трудовым правоотношениям, служат возможной предпосылкой их возникновения.

Возможны ситуации, когда они следуют за существующи­ми трудовыми правоотношениями, изменяют их (например, при переобучении и последующем трудоустройстве на том же предприятии, в организации работников, подлежащих высво­бождению).

Правовые связи этой сферы образуют совокупность взаи­мосвязанных, но вместе с тем относительно самостоятельных правоотношений:

* между гражданином, желающим получить работу, и ор­
ганом службы занятости;

' Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 19. Ст. 273; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 32 Ст. 515; 1994. № 7. Ст. 92; № 35. Ст. 575; 1995. № 17. Ст. 178; Ведомости На­ционального собрания Республики Беларусь. 1998. № 2. Ст. 12; 1999. № 3. Ст. 38.


- между органом службы занятости и нанимателем;

- между гражданином (безработным) и нанимателем по по­
воду поступления-приема на работу на основании направле­
ния, выданного органом службы занятости.

Этот вид правоотношений имеет своей целью укрепление законности в сфере трудовых отношений, обеспечение пра­вильного применения трудового законодательства. Выполняя защитную функцию, эти отношения направлены на обеспече­ние использования работниками своих субъективных трудо­вых прав, на выявление нарушений законодательства о труде и их устранение. Поэтому эти правоотношения являются необ­ходимым спутником трудовых правоотношений и носят охра­нительный характер.

Субъектами правоотношений по государственному надзо­ру и контролю за соблюдением законодательства о труде яв­ляются органы и инспекции специальной компетенции, в деятельности которых надзорные и контрольные функции в сфере трудового законодательства являются главными и основными (департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Госпрома-томнадзор, Государственный энергетический надзор, Государ­ственный санитарный надзор и другие органы и инспекции). Их правосубъектность возникает с момента образования, действуют они на основании соответствующих положений (ст. 462,463 ТК).

Общественный контроль в этой области осуществляют профсоюзы (их органы). Все эти субъекты в указанной сфере взаимодействуют между собой.

Обязанной стороной данных правоотношений являются наниматели (их органы, должностные лица), которые обязаны обеспечить охрану труда, точное и непреклонное соблюдение трудового законодательства.

Целевое назначение названных правоотношений предопре­деляет их длящийся характер. Прекращаются они с ликвида­цией конкретного производства.

Содержанием правовой связи по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства являются права и обязанности их участников.


Законодательством установлена дисциплинарная, админи­стративная, уголовная и иная ответственность за указанные нарушения. Формы и порядок осуществления профсоюзами общественного контроля в этой области определяются Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» ', Правитель­ством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 463 ТК).