Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве

Коллективные правоотношения в социально-трудовой сфере

Значительная часть коллективных правоотношений, осно­ванных на участии в них представителей государства, профсо­юзов, нанимателей, работников (их объединений), связана


с участием коллективных субъектов в процессе управления предприятиями (учреждениями, организациями). Эти правоот­ношения направлены, в частности, на улучшение организации производства и условий труда, совершенствование важней­ших социально-экономических условий жизни и быта работни­ков, развитие сотрудничества партнеров в указанных сферах (в том числе заключение соответствующих договоров (согла­шений)), предупреждение трудовых конфликтов и т.д.

С учетом назначения и содержания эти правоотношения получили название социально-партнерских правоотношений.

В связи с повышением роли договорных методов регули­рования труда важнейшим результатом функционирования рассматриваемых отношений являются коллективные перего­воры, коллективные договоры, заключаемые на предприятиях (в управлениях, организациях), социально-партнерские согла­шения на более высоком уровне (генеральные соглашения, та­рифные и местные соглашения), различные учредительные документы (уставы, положения и т.п.), другие локальные акты.

Коллективные правоотношения являются длящимися.

Правоотношения по профессиональной подготовке работ­ников на производстве являются длящимися, срочными (прекра­щаются с достижением поставленной цели - предусмотренных результатов обучения) и имеют обязательный характер: взаи­моотношения их участников строятся по принципу взаимных обязательств (обучающийся обязуется выполнять обусловлен­ную учебно-трудовую функцию и достичь предусмотренных результатов обучения, а наниматель - организовать процесс обучения, обеспечивать необходимые для него условия, произво­дить установленные законодательством материальные выплаты и в оговоренных случаях по окончании обучения использовать на соответствующей работе).

Данную группу правоотношений характеризует договор­ный метод их возникновения, наличие в них имущественного и неимущественного элементов, другие общие признаки.

Вместе с тем учебно-трудовые правоотношения имеют суще­ственные особенности, связанные с составом их участников, основаниями возникновения, положением сторон, объемом


предоставляемых юридических гарантий, формой и организа­цией процесса обучения, и другие отличия, служащие критери­ями их классификации.

Чаще всего правоотношения по профессиональной подго­товке кадров на производстве подразделяются на три вида:

* ученические, устанавливаемые для получения новой
специальности и, как правило, предшествующие трудовым
правоотношениям;

* по повышению квалификации, переобучению, овладе­
нию смежными профессиями;

» по руководству обучением.