Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве
Коллективные правоотношения в социально-трудовой сфере
Значительная часть коллективных правоотношений, основанных на участии в них представителей государства, профсоюзов, нанимателей, работников (их объединений), связана
с участием коллективных субъектов в процессе управления предприятиями (учреждениями, организациями). Эти правоотношения направлены, в частности, на улучшение организации производства и условий труда, совершенствование важнейших социально-экономических условий жизни и быта работников, развитие сотрудничества партнеров в указанных сферах (в том числе заключение соответствующих договоров (соглашений)), предупреждение трудовых конфликтов и т.д.
С учетом назначения и содержания эти правоотношения получили название социально-партнерских правоотношений.
В связи с повышением роли договорных методов регулирования труда важнейшим результатом функционирования рассматриваемых отношений являются коллективные переговоры, коллективные договоры, заключаемые на предприятиях (в управлениях, организациях), социально-партнерские соглашения на более высоком уровне (генеральные соглашения, тарифные и местные соглашения), различные учредительные документы (уставы, положения и т.п.), другие локальные акты.
Коллективные правоотношения являются длящимися.
Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве являются длящимися, срочными (прекращаются с достижением поставленной цели - предусмотренных результатов обучения) и имеют обязательный характер: взаимоотношения их участников строятся по принципу взаимных обязательств (обучающийся обязуется выполнять обусловленную учебно-трудовую функцию и достичь предусмотренных результатов обучения, а наниматель - организовать процесс обучения, обеспечивать необходимые для него условия, производить установленные законодательством материальные выплаты и в оговоренных случаях по окончании обучения использовать на соответствующей работе).
Данную группу правоотношений характеризует договорный метод их возникновения, наличие в них имущественного и неимущественного элементов, другие общие признаки.
Вместе с тем учебно-трудовые правоотношения имеют существенные особенности, связанные с составом их участников, основаниями возникновения, положением сторон, объемом
предоставляемых юридических гарантий, формой и организацией процесса обучения, и другие отличия, служащие критериями их классификации.
Чаще всего правоотношения по профессиональной подготовке кадров на производстве подразделяются на три вида:
* ученические, устанавливаемые для получения новой
специальности и, как правило, предшествующие трудовым
правоотношениям;
* по повышению квалификации, переобучению, овладе
нию смежными профессиями;
» по руководству обучением.