Производство дел в суде кассационной инстанции
Производство в кассационной и надзорной инстанции
Конституция Республики Беларусь предусматривает право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений и других судебных постановлений (ст. 115). Указанное положение Конституции направлено на обеспечение более полной судебной защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.
Пересмотр судебных актов в гражданском судопроизводстве возможен в кассационном, надзорном порядке, в порядке пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Каждое из указанных производств является самостоятельной стадией гражданского процесса и имеет свои особенности.
Сущность и основные задачи кассационного обжалования определены гражданским процессуальным законодательством.
В целях более полной защиты прав и законных интересов, устранения возможных судебных ошибок закон предусматривает право кассационного обжалования (опротестования) решений суда, не вступивших в законную силу. Право кассационного обжалования предоставлено сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам, а также иным лицам, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Прокурор или заместитель прокурора вправе приносить протесты в кассационном порядке на решение суда, независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты на решение не только по делам, в рассмотрении которых они участвовали.
Объектами кассационной проверки могут быть решения судов, рассматривавших дела по первой инстанции, за исключением решений Верховного Суда Республики Беларусь, которые обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат.
Кассационные жалобы или кассационные протесты на не вступившие в законную силу решения районных (городских) и межгарнизонных военных судов рассматриваются судебной коллегией по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского судов и Белорусским военным судом, а решения, вынесенные по первой инстанции областными, Минским городским и Белорусским военным судами, рассматриваются в кассационном порядке соответственно судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией Верховного Суда Республики Беларусь.
Кассационные жалобы или кассационные протесты подаются в 10-дневный срок в суд, который вынес решение, но адресуются в суд кассационной инстанции.
Судья может отказать в принятии кассационной жалобы или кассационного протеста:
1) лицам, не имеющим права на обжалование или опротес
тование;
2) если судебное постановление не подлежит обжалова
нию или опротестованию в силу закона;
3) лицам, пропустившим установленный законом срок, если отказано в его восстановлении (ст. 408 ГПК).
В случаях, если кассационная жалоба или кассационный протест не подписаны кассатором или не содержат указания на решение, которое обжалуется или опротестовывается, либо не приложены все необходимые копии или не указаны оспариваемые суммы по имущественным делам, судья выносит определение об оставлении кассационной жалобы или кассационного протеста без движения и назначает срок кассатору для исправления недостатков.
Оставляется без движения и кассационная жалоба, не оплаченная государственной пошлиной, если кассатор не освобожден от нее.
Если кассатор в установленный срок выполнит указание судьи, жалоба или протест считаются поданными в день первоначального представления в суд, если же указание не выполняется, то жалоба или протест возвращаются кассатору.
Суд первой инстанции обязан по истечении срока, установленного для подачи кассационной жалобы или принесения кассационного протеста, направить дело в суд кассационной инстанции и назначить его рассмотрение в суде кассационной инстанции в пределах месячного срока со дня направления.
Рассмотрение кассационной жалобы или кассационного протеста в суде второй инстанции осуществляется в установленном порядке.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции как в обжалованной или опротестованной, так и в необжалованной и неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не подавших жалобу. При этом следует иметь в виду, что суд кассационной инстанции не связан доводами кассационной жалобы или кассационного протеста и обязан проверить дело в полном объеме.
Рассмотрев дело в кассационном порядке, суд своим определением вправе:
1) оставить решение без изменения, а кассационную жалобу (кассационный протест) - без удовлетворения;
2) отменить решение полностью или в части и направить
дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
3) отменить решение полностью или в части и прекратить
производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
4) изменить решение или вынести новое решение, не пере
давая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется
собирания или дополнительной проверки доказательств, об
стоятельства дела установлены судом первой инстанции полно
и правильно, но допущена ошибка в применении норм матери
ального права.
Производство дел в суде надзорной инстанции
Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора.
Производство дел в порядке судебного надзора является отдельной стадией гражданского процесса.
Одной из особенностей этой стадии процесса является то, что возбуждение производства о пересмотре дела в порядке надзора зависит не от волеизъявления сторон и лиц, имеющих право на подачу кассационной жалобы, а только от должностного лица, имеющего право на принесение протеста при наличии, по его мнению, к тому оснований.
Вступившие в законную силу решения, определения, постановления по гражданским делам могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора только по протестам:
1) Председателя Верховного Суда Республики Беларусь,
Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместите
лей - на судебные постановления любого суда Республики
Беларусь, за исключением постановлений Президиума Вер
ховного Суда Республики Беларусь;
2) председателей областного, Минского городского судов,
прокуроров области, города Минска и приравненных к ним
прокуроров - на решения и определения районных (городских)
судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;
3) председателя Белорусского военного суда, Белорусского военного прокурора - на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были' обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.
Указанные должностные лица вправе в пределах их компетенции истребовать из соответствующих судов гражданские дела, чтобы решить вопрос о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Инициатива в истребовании дела может исходить также от юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением.
Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Представление председателя суда и представление судьи, участвовавшего в рассмотрении дела, является поводом к истребованию дел.
Основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В качестве надзорных инстанций выступают следующие судебные органы:
1) Президиум Верховного Суда Республики Беларусь, рас
сматривающий дела по протестам на вступившие в законную
силу решения и определения судебной коллегии по граждан
ским делам и военной коллегии Верховного Суда Республики
Беларусь;
2) судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Республики Беларусь, рассматривающая дела по протес
там на постановления президиумов областных и Минского
городского судов, которые не были обжалованы в кассацион
ном порядке;
3) военная коллегия Верховного Суда Республики Бела
русь, рассматривающая протесты на вступившие в законную
силу решения, определения Белорусского военного суда, ко-
торые не были обжалованы в кассационном порядке, а также на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассационном порядке Белорусским военным судом;
4) Белорусский военный суд, рассматривающий протесты
на вступившие в законную силу решения и определения меж
гарнизонных военных судов, которые не были обжалованы в
кассационном порядке;
5) президиумы областного, Минского городского судов,
рассматривающие дела по протестам на вступившие в закон
ную силу решения и определения районных (городских) судов
и кассационные определения судебной коллегии по граждан
ским делам соответствующего суда.
Процедура рассмотрения дела надзорной инстанцией носит упрощенный характер с учетом сущности надзорного производства.
Основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений является их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Суд надзорной инстанции вправе:
- оставить судебное постановление без изменения, а про
тест - без удовлетворения;
- отменить судебное постановление полностью или в части
и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстан
ции или кассационной инстанции;
- отменить судебное постановление полностью или в части
и прекратить производство по делу либо оставить заявление
без рассмотрения;
- оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судеб
ных постановлений;
- изменить или отменить судебное постановление и вынес
ти новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение,
если по делу не требуется собирания или дополнительной про
верки доказательств, обстоятельства дела установлены судом
первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в
применении норм материального права.
Судебное постановление не может быть отменено лишь по формальным соображениям (ст. 448 ГПК).
Вопросы о производстве дел в суде надзорной инстанции урегулированы в гл. 33 ГПК.