Производство дел в суде кассационной инстанции

Производство в кассационной и надзорной инстанции

Конституция Республики Беларусь предусматривает пра­во сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений и других судебных постановлений (ст. 115). Указан­ное положение Конституции направлено на обеспечение более полной судебной защиты прав и законных интересов юриди­ческих и физических лиц.

Пересмотр судебных актов в гражданском судопроизвод­стве возможен в кассационном, надзорном порядке, в порядке пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам реше­ний, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Каждое из указанных производств является самостоятель­ной стадией гражданского процесса и имеет свои особенности.

Сущность и основные задачи кассационного обжалования определены гражданским процессуальным законодатель­ством.


В целях более полной защиты прав и законных интересов, устранения возможных судебных ошибок закон предусматривает право кассационного обжалования (опротестования) решений суда, не вступивших в законную силу. Право кассационного об­жалования предоставлено сторонам и другим юридически заин­тересованным в исходе дела лицам, а также иным лицам, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.

Прокурор или заместитель прокурора вправе приносить протесты в кассационном порядке на решение суда, независи­мо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники про­куроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты на решение не только по делам, в рассмотрении ко­торых они участвовали.

Объектами кассационной проверки могут быть решения судов, рассматривавших дела по первой инстанции, за исклю­чением решений Верховного Суда Республики Беларусь, кото­рые обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат.

Кассационные жалобы или кассационные протесты на не вступившие в законную силу решения районных (городских) и межгарнизонных военных судов рассматриваются судебной коллегией по гражданским делам соответствующего област­ного, Минского городского судов и Белорусским военным су­дом, а решения, вынесенные по первой инстанции областными, Минским городским и Белорусским военным судами, рассмат­риваются в кассационном порядке соответственно судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией Верхов­ного Суда Республики Беларусь.

Кассационные жалобы или кассационные протесты пода­ются в 10-дневный срок в суд, который вынес решение, но адресуются в суд кассационной инстанции.

Судья может отказать в принятии кассационной жало­бы или кассационного протеста:

1) лицам, не имеющим права на обжалование или опротес­
тование;

2) если судебное постановление не подлежит обжалова­
нию или опротестованию в силу закона;


3) лицам, пропустившим установленный законом срок, если отказано в его восстановлении (ст. 408 ГПК).

В случаях, если кассационная жалоба или кассационный протест не подписаны кассатором или не содержат указания на решение, которое обжалуется или опротестовывается, либо не приложены все необходимые копии или не указаны оспаривае­мые суммы по имущественным делам, судья выносит определе­ние об оставлении кассационной жалобы или кассационного протеста без движения и назначает срок кассатору для исправ­ления недостатков.

Оставляется без движения и кассационная жалоба, не оп­лаченная государственной пошлиной, если кассатор не осво­божден от нее.

Если кассатор в установленный срок выполнит указание судьи, жалоба или протест считаются поданными в день перво­начального представления в суд, если же указание не выпол­няется, то жалоба или протест возвращаются кассатору.

Суд первой инстанции обязан по истечении срока, уста­новленного для подачи кассационной жалобы или принесения кассационного протеста, направить дело в суд кассационной инстанции и назначить его рассмотрение в суде кассационной инстанции в пределах месячного срока со дня направления.

Рассмотрение кассационной жалобы или кассационного протеста в суде второй инстанции осуществляется в установ­ленном порядке.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд про­веряет законность и обоснованность решения суда первой ин­станции как в обжалованной или опротестованной, так и в необжалованной и неопротестованной части, а равно в отно­шении лиц, не подавших жалобу. При этом следует иметь в виду, что суд кассационной инстанции не связан доводами кассационной жалобы или кассационного протеста и обязан проверить дело в полном объеме.

Рассмотрев дело в кассационном порядке, суд своим опре­делением вправе:

1) оставить решение без изменения, а кассационную жало­бу (кассационный протест) - без удовлетворения;


2) отменить решение полностью или в части и направить

дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;

3) отменить решение полностью или в части и прекратить
производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;

4) изменить решение или вынести новое решение, не пере­
давая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется
собирания или дополнительной проверки доказательств, об­
стоятельства дела установлены судом первой инстанции полно
и правильно, но допущена ошибка в применении норм матери­
ального права.

Производство дел в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Респуб­лики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора.

Производство дел в порядке судебного надзора является отдельной стадией гражданского процесса.

Одной из особенностей этой стадии процесса является то, что возбуждение производства о пересмотре дела в поряд­ке надзора зависит не от волеизъявления сторон и лиц, имею­щих право на подачу кассационной жалобы, а только от должностного лица, имеющего право на принесение протеста при наличии, по его мнению, к тому оснований.

Вступившие в законную силу решения, определения, по­становления по гражданским делам могут быть пересмотре­ны в порядке судебного надзора только по протестам:

1) Председателя Верховного Суда Республики Беларусь,
Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместите­
лей - на судебные постановления любого суда Республики
Беларусь, за исключением постановлений Президиума Вер­
ховного Суда Республики Беларусь;

2) председателей областного, Минского городского судов,
прокуроров области, города Минска и приравненных к ним
прокуроров - на решения и определения районных (городских)


судов и кассационные определения судебных коллегий по граж­данским делам областных, Минского городского судов;

3) председателя Белорусского военного суда, Белорусско­го военного прокурора - на решения и определения межгарни­зонных военных судов, которые не были' обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.

Указанные должностные лица вправе в пределах их ком­петенции истребовать из соответствующих судов гражданские дела, чтобы решить вопрос о наличии оснований для принесе­ния протеста в порядке надзора. Инициатива в истребовании дела может исходить также от юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением.

Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Представление председателя суда и представление судьи, участвовавшего в рассмотрении дела, является поводом к ис­требованию дел.

Основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и про­цессуального права.

В качестве надзорных инстанций выступают следующие судебные органы:

1) Президиум Верховного Суда Республики Беларусь, рас­
сматривающий дела по протестам на вступившие в законную
силу решения и определения судебной коллегии по граждан­
ским делам и военной коллегии Верховного Суда Республики
Беларусь;

2) судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Республики Беларусь, рассматривающая дела по протес­
там на постановления президиумов областных и Минского
городского судов, которые не были обжалованы в кассацион­
ном порядке;

3) военная коллегия Верховного Суда Республики Бела­
русь, рассматривающая протесты на вступившие в законную
силу решения, определения Белорусского военного суда, ко-


торые не были обжалованы в кассационном порядке, а также на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассационном порядке Белорус­ским военным судом;

4) Белорусский военный суд, рассматривающий протесты
на вступившие в законную силу решения и определения меж­
гарнизонных военных судов, которые не были обжалованы в
кассационном порядке;

5) президиумы областного, Минского городского судов,
рассматривающие дела по протестам на вступившие в закон­
ную силу решения и определения районных (городских) судов
и кассационные определения судебной коллегии по граждан­
ским делам соответствующего суда.

Процедура рассмотрения дела надзорной инстанцией но­сит упрощенный характер с учетом сущности надзорного про­изводства.

Основаниями к отмене в порядке надзора судебных поста­новлений является их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Суд надзорной инстанции вправе:

- оставить судебное постановление без изменения, а про­
тест - без удовлетворения;

- отменить судебное постановление полностью или в части
и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстан­
ции или кассационной инстанции;

- отменить судебное постановление полностью или в части
и прекратить производство по делу либо оставить заявление
без рассмотрения;

- оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судеб­
ных постановлений;

- изменить или отменить судебное постановление и вынес­
ти новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение,
если по делу не требуется собирания или дополнительной про­
верки доказательств, обстоятельства дела установлены судом
первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в
применении норм материального права.


 


Судебное постановление не может быть отменено лишь по формальным соображениям (ст. 448 ГПК).

Вопросы о производстве дел в суде надзорной инстанции урегулированы в гл. 33 ГПК.