Конституционно-правовой статус Президента Беларуси

Типы правоотношений государственных органов

Конституционно-правовой статус государственных органов выражается в их отношениях друг с другом. Можно выделить несколько типов правоотношений государственных органов:

1) Подчиненность. Это наибольшая степень зависимости одного органа от другого. При подчиненности один орган (подчиненный орган) должен выполнятьлюбые поручения и указания руководящего органа, который определяет все основные направления деятельности подчиненного органа. Поручения и указания, о которых идет речь, могут носить как общий так и текущий характер. Например министерства находятся в подчинении у Правительства.

2) Подотчетность. Это меньшая степень зависимости между государственными органами. В данном случае подотчетный орган обязан информировать (отчитываться) о своей деятельности и ее результатах в вышестоящий орган, а последний вправе выслушивать представляемуюинформацию и давать общие указания подотчетному органу. Вмешиваться в текущую, ежедневную работу подотчетного органа вышестоящий орган не вправе. Например, Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

3) Взаимовлияние. Такой тип правоотношенияустанавливается между органами, находящимися на одном иерархическом уровне. При этом типе правоотношений органы власти не могут давать указания друг другу, но в состоянии влиять на деятельность друг друга. Например, отношения между Президентом и Парламентом: указы Президента о введении военного, чрезвычайного положения утверждаются либо отклоняются Советом Республики, а Президент, в свою очередь, обладает правом вето на законы Парламента.

4) Независимость. В данном случае государственные органы взаимодействуют в минимальной степени. Если государственный орган является независимым, то никто не вправе давать ему поручения, указания и иным образом влиять на его работу. Например, независимым статусом наделены суды.

 

Понятие и назначение института президентства

В средние века в условиях монархических государств существовало единовластие. Вся высшая власть принадлежала одному лицу – монарху, который и являлся главой государства. С распространением позднее теории разделения властей устройство государственной власти подверглось изменению. Теория разделения властей исходила из невозможности существования одного органа, которому бы принадлежала все властные полномочия: законодательные, исполнительные и судебные.

В чистом виде принцип разделения властей был отражен в Конституции США. Статья 1 американской Конституции гласит: «Все законодательные полномочия вверяются Конгрессу», то есть Парламенту. Согласно статье 2, исполнительная власть принадлежит Президенту. По статье 3 носителями судебной власти выступают Верховный суд и другие суды.

Конституция США, таким образом, не содержала термина «глава государства». Президент объявлялся в ней лишь ведущим органом исполнительной власти.

Практика всегда выявляла потребность в реализации таких полномочий, которые связаны с государством в целом – общегосударственных полномочий. Данные полномочия не охватываются полностью ни одной из трех ветвей власти. Возник вопрос, кто должен обращаться с посланиями к народу от имени государства, подписывать решения референдума, принимать в гражданство государства, вести переговори с зарубежными странами, заключать международные договоры.

Общегосударственные полномочия и стали возлагаться на органы власти, определяемы в качестве глав государств. Таким образом:

Глава государства – это орган власти, наделенный общегосударственными полномочиями.

Главой республики является президент, что касается монархий, то их главы (монархи) могут именоваться по-разному: король (Испания), император (Япония), князь (Монако), герцог (Люксембург).

Реальное значение главы государства может существенно отличаться в разных странах. Глава государства – не обязательно самый сильный орган власти. Можно выделить несколько моделей конституционно-правового статуса главы государства. Они различаются в зависимости от того, наделен ли глава государства дополнительными полномочиями кроме общегосударственных и если да, то какими полномочиями:

1) Глава государства наделен только общегосударственными полномочиями. (Королева Великобритании, Президенты Германии, Италии). В данном случае глава государства не оказывает существенного влияния на управление страной. Эта модель в принципе не противоречит теории разделения властей, поскольку общегосударственные полномочия не дают серьезных возможностей воздействовать на жизнь общества. Главные полномочия при этом принадлежат органам законодательной, исполнительной и судебной властей.

2) Глава государства располагает общегосударственными полномочиями, а также полномочиями в области исполнительной власти.(Президенты США, Бразилии, России). Данная модель также не противоречит разделению власти, потому что статус главы государства в основном охватывается исполнительной властью, которая, как известно, является одной из трех ветвей власти.

3) Глава государства обладает общегосударственными полномочиями, исполнительными полномочиями, а также значительными полномочиями в законодательной и судебной сферах.(Президенты Беларуси, Казахстана). Данная модель входит в противоречия с принципом разделения властей,поскольку статус главы государства полностью не охватывается ниодной из трех ветвей власти, но он обладает полномочиями каждой из них.

Рассмотренные модели показывают многообразие институтов главы государства в современном мире, но все главы государств едины в одном: им принадлежат общегосударственные полномочия.

Президент Беларуси – это глава государства, то есть высшее должностное лицо, которое избирается народом, наделено общегосударственными полномочиями, а также определенными полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

До середины 1994 года Беларусь была парламентарной республикой, в ней вообще отсутствовал пост Президента. Эта должность введена лишь в первоначальной редакции Конституции. Беларусь последней из стран СНГ учредила пост Президента.

Выборы первого Президента страны прошли летом 1994 года. Во втором туре этих выборов победу одержал А. Г. Лукашенко, который в этот момент являлся депутатом Верховного Совета Беларуси и директором совхоза «Городец» в Шкловском районе.

Ø Кроме Лукашенко кандидатом был Вячеслав Кебич (был председателем Совета Министров с 1990-1994 гг.);

Ø Руководитель партии БНФ Позняк;

Ø Председатель Верховного Совета Шушкевич;

Ø Александр Дубко (руководитель союза аграрников Беларуси);

Ø Василий Новиков. (Председатель КПБ).

По данным опроса основным кандидатом на пост был Кебич. В первом туре Лукашенко набрал 45% голосов, Кебич 17% голосов. Во втором туре Лукашенко набрал около 80% голосов. Лукашенко принес присягу и официально вступил в должность 20 июля 1994 года. На тот момент ему было 39 лет.Президент родился 30 августа, а с 2010 года перенес свой День Рождения на 31 августа!!!!

Статус Президента Беларуси отражен в отдельной главе Конституции Беларуси (глава 3, раздел 4). Существует один специальный нормативный акт о главе государства – это Закон «О Президенте Республики Беларусь». Кроме того полномочия Президента предусмотрены десятками других законов.