Возрастная периодизация развития человека

III. Формирование и развитие личности

ВОПРОС 56

Возрастная психология изучает факты и закономерности 1 психического развития здорового человека.

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по 1 уровню физиологического функционирования, по степени ] психического развития человека, его психологических качеств ] и преобладающих желаний, по преобладающим формам поведения и деятельности.

I. Пренатальный период включает три стадии; 1 — предзародышевая стадия длится две недели, соответствует раз­витию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика; 2 — зароды- шевая (эмбриональная стадия) стадия длится с начала третьей недели после оплодотворения до конца 2-го месяца раз­вития. На этой стадии происходит анатомическая и физио­логическая дифференциация различных органов, 3 — стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завершает­ся к моменту родов. В это время происходит развитие сис­тем организма, которые позволяют ему выжить после рож­дения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале 7-го месяца, поэтому начиная с этого времени плод уже называются ребенком. II. Период детства включает стадии:1 — стадия новорожденпости и младенчество (от рождения до 1 года); 2 — стадия раннего детства (или «первое детство» с 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи; 3 — стадия дошкольного детства (или «второе детство» от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личнос­ти ребенка и когнитивных процессов; 4 — стадия младше­го школьного детства (или «третье детство* с 6 до 11—12 лет), соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний. III. Отрочество подразделяется на 2 периода: 1) подростко­вый (или пубертатный) период соответствует половому созреванию и продолжается с 11—12 лет до 14—15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у под­ростка формируется новое представление о себе; 2) юно­шеский (ювениалъный) период с 16 до 20—23 лет представ­ляет переход к зрелости, с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обяза­тельств. Юность выступает как период принятия ответствен­ных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь че­ловека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и са­мосознания, выбор спутника жизни. При переходе от одной возрастной стадии развития к дру­гой выделяют критические периоды или кризисы, когда проис­ходит разрушение прежней формы отношений человека с ок­ружающим миром и формирование новой системы взаимоот­ношений с миром и людьми, что сопровождается значитель­ными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кри­зис 1 года, кризис 7лет, кризис 1718 лет) и большие кризисы (кризис новорождеиности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 1314 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умении и самостоя­тельности человека. В период критической фазы дети трудно­воспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

IV. Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ран­ней зрелости или молодость (с 20—23 лет до 30—33 лет) соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Соответствует периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: — кризис 3335лет — когда, достигнув определенного социаль­ного и семейного положения, человек с тревогой начинает ду­мать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно ме­нять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40—43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он дос­тиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем ав­торитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и мате­риального достатка, нормализуется здоровье, положение в се­мье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 4555 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые при­знаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической фор­мы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не полу­чишь в жизни, в карьере, в любви, в результате возникает чув­ство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о но­вых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст счита­ется преклонным — человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как неповторимую судьбу, кото­рую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря».

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в пе­реоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухуд­шения здоровья и старения тела, что дает возможность челове­ку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает са­моозабоченность и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий:

первая из них — стадия отрицания. Мысли: «Нет, не я!» самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охва­тывающего больного при вопросе: «Почему именно я?» изли­вается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здоро­вого человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы уми­рающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая стадия «торга» — больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или пример­ным верующим, выторговывает свою жизнь с помощью дос­тижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвраще­ниями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оста­вить. Это стадия подготовительной печали, на которой умира­ющий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе — наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей чело­век уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия — это «принятие смерти» — человек осозна­ет и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца — это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекраще­ния работы сердца и дыхания, но в течение 10—20 минут меди­цинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни. Мозговая смерть означает полное прекращение деятельно­сти головного мозга и его контроля над различными функция­ми организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма.

Религиозные воззрения и ряд ученых утверждают, что с гибелью тела не происходит полная гибель души, психики че­ловека, существует гипотеза, что душа человека в виде инфор­мационного сгустка после смерти человека продолжает суще­ствовать и соединяется с общемировым информационным по­лем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, пси­хологов уже не так категоричны.

 

вопрос 57

Законы психического развития ребенка (по Л. С. Выготскому)

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психическо­го развития ребенка:

• детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

• развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от пси­хики взрослых;

• закон неравномерности детского развития: каждая сто­рона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

• закон развития высших психических функций (согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возни­кают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функция­ми и способностями самого ребенка. Так сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллек­туальную функцию). Отличительные особенности выс­ших психических функций — опосредованность, осознан­ность, произвольность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными сред­ствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций про­исходит в процессе обучения, в процессе усвоения задан­ных образцов;

• детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движу­щая сила развития у человека — это обучение. Но обуче­ние не тождественно развитию, оно создает зону бли­жайшего развития, приводит в движение внутренние про­цессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и со­трудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характери­зует умственное развитие на завтрашний день». Фено­мен зоны ближайшего развития свидетельствует о веду­щей роли обучения в умственном развитии ребенка (Вы­готский);

• человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их, так в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрас­те — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обоб­щений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуще­ствляется благодаря развитию значения слова — обобще­ния. Формируя обобщение, переводя его на более высо­кий уровень, обучение способно перестраивать всю сис­тему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»}.

Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям: • никакое воздействие взрослого на процессы психичес­кого развития не может быть осуществлено без реаль­ной деятельности самого ребенка. И от того, как эта де­ятельность будет осуществлена, зависит процесс само­го развития. Процесс развития — это самодвижение ре­бенка благодаря его деятельности с предметами, а фак­ты наследственности и среды — это лишь условия, ко­торые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии перио­дизации психического развития ребенка (А. Н. Леонть­ев). Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исто­рических условий, в которых протекает развитие ребен­ка. Смена ведущих типов деятельности подготавлива­ется длительно и связана с возникновением новых мо­тивов, которые побуждают ребенка к изменению поло­жения, занимаемого им в системе отношений с други­ми людьми. Разработка проблемы ведущей деятельнос­ти в развитии ребенка — фундаментальный вклад оте­чественных психологов в детскую психологию. В иссле­дованиях А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова, Л. Я. Гальперина была пока­зана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятель­ности. В процесс развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а за­тем операционно-технической; в развитии можно наблю­дать чередование этих видов деятельности (Д. Б. Эль-конин). При усвоении общественно выработанных спо­собов действий с предметами и происходит формирова­ние ребенка как члена общества. Развивая идеи Выготс­кого, Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев;

• социальная ситуация развития — система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

• основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

• основные новообразования развития, причем новые дос­тижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;

• кризис — переломные точки в детском развитии, отде­ляющие один возраст от другого. Кризисы в 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ори­ентация в человеческих отношениях, а кризисы в 1 год и 7 лет — открывают ориентацию в мире вещей.

 

ВОПРОС 58