Смежные права

Объекты и субъекты авторского права

Понятие и источники авторского права

Авторское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусст­ва. Авторские правоотношения строятся на основе равенства сторон, которые свободны в установлении своих прав и обязан­ностей на основе договора. Формирование авторского законо­дательства осуществляется на основе общих принципов гражданского права и специфичных принципов, присущих дан­ному институту. К таким принципам относятся: свобода творче­ства, сочетание личных интересов автора с интересами общества, моральная и материальная заинтересованность авто­ра в использовании созданных им произведений, охрана прав и интересов авторов.

Авторское право в Республике Беларусь регулируется:

- Конституцией, ст. 51 которой гарантирует каждому сво­
боду художественного, научного, технического творчества и
преподавания;

- Гражданским кодексом Республики Беларусь, правила
которого рассчитаны на регулирование всех личных неиму­
щественных и имущественных отношений, составляющих
предмет гражданского права. В ГК содержится специальный
раздел V «Исключительные права на результаты интеллекту­
альной деятельности (интеллектуальная собственность)»;

- Законом от 16 мая 1996 г. в редакции от 11 августа 1998 г.
«Об авторском праве и смежных правах» ' (далее - Закон от
11 августа 1998 г.);

- нормативными правовыми актами Правительства Рес­
публики Беларусь, среди которых большое значение имеют по­
становления о ставках авторского вознаграждения;

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 20. Ст. 366, Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 31-32. Ст. 472; НРПА. 2003. № g. 2/932.


- международными конвенциями и соглашениями, в отно­шении которых Республика Беларусь объявила правопреем­ственность.

Республика Беларусь является участницей Всемирной конвен­ции об авторском праве (в редакции 1952 г.). В 1971 г. эта Конвен­ция была пересмотрена, однако Советский Союз к новой редакции не присоединился. Не присоединилась к ней и наша республика, объявившая о своем правопреемстве в отношении этой Конвен­ции. Национальное собрание Республики Беларусь приняло Закон от 14 июля 1997 г. «О присоединении Республики Беларусь к Бер­нской конвенции об охране литературных и художественных про­изведений (Парижскому акту от 24 июля 1971 года, измененному 28 сентября 1979 года)» '. Бернская конвенция была подписа­на в 1886 г. и неоднократно пересматривалась. Она устанав­ливает более высокий по сравнению со Всемирной конвенцией уровень охраны авторских прав и обеспечивает охрану прав, первоначально возникших в одном государстве, на террито­рии всех государств, являющихся членами этой Конвенции. В 1996 г. на дипломатической конференции в г. Женеве были подписаны Договор Всемирной организации интеллектуаль­ной собственности по авторскому праву и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам. В 1998 г. Республика Беларусь присоедини­лась к этим договорам.

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства.

Произведение - не материальный, а идеальный объект. Это — совокупность идей, мыслей, образов и т.д., получивших выраже­ние в доступной для восприятия человеком объективной форме. Четкого размежевания объектов авторского права на научные произведения, произведения литературы или искусства не требу­ется. Важен лишь творческий характер труда, в результате кото­рого создано произведение. Показатель творческого характера произведения - его оригинальность, неповторимость. Не могут

Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1997. № 27. Ст. 477.


быть объектами авторского права, например, разного рода ката­логи, списки телефонных абонентов и т.п.

Результат творческой деятельности может стать объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной форме. Если произведение существует лишь в голове творца и не может быть воспринято другими людьми, то оно не суще­ствует как объект авторского права. Именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму (обра­зы произведения, язык произведения), защищаются авторским правом; элементы произведения, определяющие его содержа­ние, авторским правом не охраняются. Произведение считает­ся имеющим объективную форму, если оно выражено в одной из следующих форм: письменной, устной, звуко- или видеоза­писи, изображения, объемно-пространственной и т.д.

Авторское право распространяется на произведения неза­висимо от их назначения и достоинства. Уровень художе­ственной и научной ценности произведения, его общественная полезность не учитываются при решении вопроса о предоставле­нии произведению охраны, а лишь влияют на размер авторского вознаграждения.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Под обнародовани­ем понимается осуществленное с согласия автора действие, ко­торое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом. Для признания произве­дения обнародованным достаточно наличия возможности для неопределенного круга лиц ознакомиться с произведени­ем. Фактическое ознакомление публики с выпущенным в свет произведением необязательно.

Практические и правовые последствия признания произве­дения обнародованным значительны. Автор может реализо­вать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента об­народования никто не может давать оценку произведению, ци­тировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом в отношении правомерно опубликован­ных произведений.

Объектами авторского права являются произведения: ли­тературные; драматические и музыкально-драматические,


 


сценарные; хореографические и пантомимы; музыкальные с текстом и без текста; аудиовизуальные; живописи, скульпту­ры, графики и другие произведения изобразительного искус­ства; декоративно-прикладного и сценографического искусства; архитектуры, градостроительства и садово-парко­вого искусства; фотографические и полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, от­носящиеся к географии, топографии и другим наукам; про­граммы для ЭВМ всех видов, включая прикладные программы и операционные системы, и др.

К объектам авторского права также относятся'.

- производные произведения (переводы, обработки, анно­
тации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкаль­
ные аранжировки и другие переработки произведений науки,
литературы и искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и дру­
гие составные произведения, представляющие собой по подбору
или расположению материалов результат творческого труда.

Охрана предоставляется производным и составным произ­ведениям независимо от того, являются ли объектами автор­ского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

К числу неохраняемых относятся объекты, которые хотя и удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся произ­ведения, срок охраны которых истек, а также: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законода­тельного, административного и судебного характера) и их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и иные госу­дарственные символы и знаки); произведения народного твор­чества; результаты, полученные с помощью технических средств, предназначенных для производства определенного рода, без осуществления человеком творческой деятельности, непосредственно направленной на создание индивидуального произведения.

К неохраняемым можно отнести и произведения иностран­ных авторов, не пользующихся охраной на территории Респуб­лики Беларусь.


Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произве­дении.

Знак охраны авторского права

Авторское право на произведение науки, литературы и ис­кусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем в случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказа­тельства того, что именно он является действительным создате­лем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться, например, выданное нотариусом свидетельство, удостоверяющее время предъявления документа, в качестве ко­торого может выступать предъявленная автором рукопись его произведения или иной материальный носитель в котором вопло­щено произведение (журнал, нотная запись, картина и т.д.) При возникновении спора суд признает такое свидетельство как под­тверждение авторства, если не будет доказано иное.

Закон определяет право автора помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности О; имени (наименования) обладателя авторских прав; года первого опубликования произведения. Помещение знака охраны на эк­земплярах произведения не является основанием для возникно­вения или осуществления авторских прав. Знак охраны авторского права - формальность, которая служит для опове­щения третьих лиц о наличии у автора или издателя авторских прав на произведение и не является обязательным элементом формы произведения.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются авторы (граждане Республики Беларусь, лица без гражданства и иностранцы), их наследники и иные правопреемники.

Автором произведения является любое физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возраст,


 


пол, гражданство и состояние дееспособности этого лица значе­ния не имеют. Однако недееспособные лица, став субъектами авторского права, не имеют права самостоятельно совершать ка­кие-либо сделки, связанные с использованием авторского права. Для несовершеннолетних право самостоятельно осуществлять авторские права на свои произведения возникает с 14 лет.

Значительная часть произведений создается совместным творческим трудом нескольких лиц (соавторство). Известны два вида соавторства: раздельное и нераздельное. При раз­дельном соавторстве каждый из соавторов может указать, ка­кая часть произведения создана именно им. При нераздельном соавторстве этого сделать нельзя, так как творческий вклад каждого из соавторов в этом случае оценивается по отноше­нию ко всему произведению в целом. В обоих случаях соавтор­ство - не простое механическое соединение произведений различных авторов. Результатом совместного творческого труда соавторов должно являться единое произведение. Вид творческой деятельности при создании единого произведения коллективом соавторов не имеет значения.

Авторское право переходит по наследству. Если умерший автор не имел наследников и не оставил завещания, входящее в состав наследства авторское право либо принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском воз­награждении прекращается.

Наследники являются субъектами производного авторско­го права. Объем авторских правомочий, которые переходят к наследникам, ограничен. Не могут быть переданы по наслед­ству право авторства, право на имя, право на защиту репута­ции автора. Однако наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав. По наследству переходят правомочия, связанные с использовани­ем произведения (имущественные права).

Переход авторского права в порядке наследования осуще­ствляется по общим правилам наследственного права. Однако наследование авторского права имеет и свои особенности.

Сбор и выплату авторам и иным правообладателям вознаг­раждения за использование произведения осуществляет респуб­ликанское унитарное предприятие «Белорусское авторское общество» как организация, управляющая имущественными пра­вами авторов и иных правообладателей на коллективной основе.


Субъективные авторские права

Автору в отношении созданного им произведения принад­лежат две группы прав различной природы и назначения -личные неимущественные и имущественные (исключительные). Личными неимущественными правами являются: право автор­ства, право на авторское имя, право на защиту репутации ав­тора и право на обнародование произведения. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его неимущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки имущественных прав.

Сущность имущественной составляющей авторского пра­ва заключается в принадлежности автору исключительного права осуществлять или разрешай, осуществлять следующие действия: воспроизведение произведения; распространение оригинала или экземпляров произведения; прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудио­визуальных произведений, нотных текстов и произведений, воплощенных в фонограммах; импорт экземпляров произведе­ний; публичной исполнение произведения; передачу произве­дения в эфир; иное сообщение произведения для всеобщего сведения; перевод произведения на другой язык; переделку или иную переработку произведения.

Срок действия авторского права

Авторское право возникает с момента создания произведе­ния и действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных ст. 22 Закона от 11 августа 1998 г. Право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти послед­него автора, пережившего других соавторов.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производи­тели фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания. Права производителей аудиовизуальных произведений охраняют­ся авторским правом. Результаты деятельности этих лиц пред-


ставляют собой нематериальные объекты, что сближает смеж­ные права с авторским правом. Однако в силу своих особен­ностей объекты смежных прав не считаются произведениями литературы, науки или искусства. Если труд исполнителей со­держит элементы творчества, то деятельность изготовителей фонограмм или вещательных организаций носит в основном технический характер. Эти категории лиц объединяет то, что благодаря их деятельности музыкальные, драматические и иные охраняемые авторским правом произведения становятся достоянием широких слоев зрителей и слушателей.

Отношения в сфере исполнительской деятельности и дея­тельности производителей фонограмм и организаций вещания регламентируются разделом III «Смежные права» Закона от 11 августа 1998 г., положения которого полностью удовлетво­ряют требованиям Международной Римской конвенции об ох­ране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Конвенции об охране инте­ресов производителей фонограмм от незаконного воспроизве­дения их фонограмм, подписанной в Женеве в 1971 г., Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.