Законодательством

В отношениях, регулируемых гражданским

И административно-территориальных единиц

Участие Республики Беларусь

Экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица

Указанной проблеме в ГК посвящена только одна статья, в которой, по сути, определены:

- круг субъектов, на которых может распространяться
данная процедура, - юридическое лицо, являющееся коммер­
ческой организацией, за исключением казенного предприятия,
а также юридическое лицо, действующее в форме потреби­
тельского кооператива, благотворительного или иного фонда;

- орган, который может признать юридическое лицо эко­
номически несостоятельным (банкротом), - суд;

- основание для такого признания: юридическое лицо не
в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица экономически несостоя­тельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможнос­ти или отсутствии оснований для продолжения деятельности -ликвидацию.

В настоящее время основания признания судом юридичес­кого лица экономически несостоятельным (банкротом), поря­док его санации или ликвидации устанавливаются Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а так­же Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несос­тоятельности (банкротства)» '.

Включение Республики Беларусь и административно-терри­ториальных единиц в число субъектов гражданского права (п. 3 ст. 1 ГК) означает, что и на указанные субъекты, несмотря на их специфичность, в равной мере распространяются общие на­чала гражданского законодательства, прежде всего принцип равенства участников гражданских правоотношений. В ст. 124 1 НРПА. 2003. № 127. 1/5058, 2004. № 137. 1/5799.


ГК определено, что Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регули­руемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими

лицами.

К Республике Беларусь и административно-территориаль­ным единицам как участникам гражданско-правовых отноше­ний применяются нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодатель­ством, если иное не вытекает из законодательства или особен­ностей данных субъектов.

Однако Республика Беларусь и административно-территори­альные единицы юридическими лицами не являются в силу толь­ко им присущих индивидуальных признаков и особенностей.

Именно в связи с этим, с одной стороны, многие нормы ГК, определяющие правосубъектность юридического лица, неприменимы к Республике Беларусь как суверенному госу­дарству (порядок образования, реорганизации, прекращения деятельности и т.п.). С другой стороны, только Республика Беларусь как субъект правоотношений может обладать рядом прав, которых не могут иметь юридические лица (например, право собственности на объекты, которые могут принадле­жать исключительно государству).

Осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Республики Беларусь могут государственные органы в рамках компетен­ции, установленной актами, определяющими статус данных органов. На республиканском уровне в качестве таковых мо­гут выступать как Президент Республики Беларусь, Нацио­нальное собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, так и специально уполномоченные на то министерства и иные республиканские органы государствен­ного управления (чаще всего эти функции возлагаются на ми­нистерства финансов и экономики).

От имени административно-территориальных единиц ана­логичные действия могут совершать органы местного управ­ления и самоуправления в рамках предоставленной им для этого компетенции, особенно с учетом расширения этой ком­петенции Законом «О местном управлении и самоуправ­лении».


Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы вправе участвовать в отношениях, регулируе­мых гражданским законодательством, не только посредством перечисленных выше органов государственной власти. В слу­чаях и порядке, предусмотренных законодательством, от име­ни Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, не упомянутые в ст. 125 ГК, а также юридические лица и граждане.

Отношения, регулируемые гражданским законодатель­ством, в которые в качестве субъектов вступают Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, раз­нообразны.

Важнейшее место среди них занимают отношения собствен­ности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.

Выступая в качестве собственников своего имущества, и Республика Беларусь, и административно-территориальные единицы отделены как друг от друга, так и от созданных ими юридических лиц. Каждый из них участвует в гражданском обороте самостоятельно. Это, в частности, подтверждается нормами ст. 126 ГК, согласно которым Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собствен­ности имуществом, кроме имущества, которое может на­ходиться только в республиканской или коммунальной собственности.

Республика Беларусь, ее административно-территориаль­ные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законода­тельными актами.

Значительно участие Республики Беларусь и админист­ративно-территориальных единиц в обязательственных право­отношениях. Например, участие государства или админист­ративно-территориальной единицы имеет место в сделках по распоряжению республиканской или коммунальной собственнос­тью. Государство может стать стороной в сделке при выкупе бес­хозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 241 ГК).


 


Государство является субъектом деликтной ответственно­сти. Например, в обязательствах из причинения вреда госу­дарство может выступать ответчиком за причинение вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (причиненный вред в данном случае возмещается за счет казны Республики Беларусь -ст. 939, 940 ГК).

Государство может являться субъектом наследственных правоотношений, причем в качестве полноправного на­следника по завещанию. В наследственные отношения по выморочному имуществу вступают соответствующие адми­нистративно-территориальные единицы.

Вышеприведенные положения действительны во внут­реннем гражданском обороте. Что касается участия Респуб­лики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодатель­ством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, то следует иметь в виду особенности, касающи­еся прежде всего возможности привлечения государства к имущественной ответственности в иностранном суде, По­скольку здесь действует правило иммунитета суверенного го­сударства. Особенности ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом определяются специальными законодательными актами (ст. 127 ГК).