Источники гражданского законодательства
Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, образуют в совокупности систему гражданского законодательства.
Содержание системы гражданского законодательства определено в ст. 3 ГК. К актам гражданского законодательства относятся'.
- Конституция Республики Беларусь 1994 г., с изменени
ями и дополнениями, принятыми на республиканском (1996 г.)
референдуме. Особый интерес для гражданского права пред
ставляют, в частности, ст. 13 и 44, касающиеся регулирова
ния основополагающих отношений собственности, ее форм,
содержания, гарантий защиты, ст. 28, 29, 51, 60 и др.
« Гражданский кодекс Республики Беларусь. Он занимает центральное место в системе источников гражданского законодательства.
» Законы Республики Беларусь, в том числе:
- законы, напрямую направленные на регулирование от
дельных групп гражданских правоотношений (например, За
кон от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности
(банкротстве)» ');
- кодексы, относящиеся к другим отраслям права, но со
держащие в себе нормы гражданского права. В качестве
1 НРПА. 2000. № 73. 1/198; 2003. № 8. 2/932. 260
примера достаточно сослаться на Жилищный кодекс Республики Беларусь.
» Декреты и указы Президента Республики Беларусь. Например, Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» '.
« Распоряжения Президента Республики Беларусь. Следует отметить, что в соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» распоряжения Президента относятся к ненормативным правовым актам, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
• Постановления Правительства Республики Беларусь.
Занимают особое место прежде всего в силу их направленнос
ти на развитие отдельных положений кодексов, законов, дек
ретов, указов, без чего немыслима их практическая
реализация. Постановлениями Правительства, утверждаемы
ми ими правилами, положениями, уставами и т.п. формируется
конкретный механизм действия правовых предписаний актов,
обладающих более высокой юридической силой, определяются
правила поведения участников гражданских правоотношений.
• Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Выс
шего Хозяйственного Суда и Национального банка Республи
ки Беларусь. Акты указанных судебных органов составляют
особую группу источников гражданского законодательства.
Что касается Верховного Суда и Высшего Хозяйственного
Суда, то их решения по конкретным делам не являются норма
тивными правовыми актами. Следовательно, речь может идти
0 разъяснениях Пленумов этих судов, в которых содержатся
нормы толкования гражданско-правовых актов, применяемых
судами. Что касается решений Конституционного Суда, то
мнения юристов разделились. Некоторые относят решения
Конституционного Суда к числу ненормативных правовых
актов, другие стоят на той точке зрения, что Конституцион
ный Суд является «негативным законодателем» и, давая оцен
ку конституционности проверяемому нормативному акту,
1 НРПА. 1999. № 23. 1/191; 2000. № 109. 1/1779; 2002. № 142. 1/4230;
2003. № 105. 1/4909, № 113. 1/4994, № 127. 1/5084; 2005. № 40. 1/6300;
2005. № 106. 1/6589.
формирует в решении правовую позицию, являющуюся обязательной для всех органов, должностных лиц и граждан. Более того, вынося заключение о несоответствии нормативного акта в целом или в части Конституции, Конституционный Суд признает эти положения утратившими силу, что делает невозможным их применение на практике. Последняя точка зрения представляется более убедительной.
» Ведомственные акты занимают значительное место в массиве актов гражданского законодательства. Это акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления. Эти акты могут быть изданы в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства (ст. 3 ГК).
« В ст. 6 ГК предусмотрено, что нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Одним из источников гражданского права во многих государствах являются обычаи, деловые обыкновения. Не причисляя их официально к числу источников гражданского законодательства, белорусский законодатель тем не менее в некоторых статьях обращает на них внимание.
Наконец, правила морали и нравственности. Не относя их к источникам права, законодатель тем не менее стоит на позиции соблюдения моральных принципов и ценностей. Достаточно в этой связи сослаться на положение ст. 2 ГК о презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений. Требования о необходимости соблюдения указанных морально-этических принципов присутствуют в ряде других статей ГК (ст. 49, 221, 242, 290, 970 и др.).
Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется ст. 137 Конституции, ст. 3 ГК и ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
В гражданском праве имеет значение деление актов на законодательные акты и акты законодательства. К законодательным актам в соответствии со ст. 3 ГК относятся: Конституция, Гражданский кодекс, законы, декреты и указы Президента.