Состав административного правонарушения

Понятие и признаки административного правонарушения (административного проступка)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Понятие административного правонарушения сформули­ровано в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об администра­тивных правонарушениях (КоАП) 1984 г.

Административным правонарушением признается посягаю­щее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установ­ленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездей­ствие, за которое законодательством предусмотрена ад­министративная ответственность.

Административная ответственность наступает в том слу­чае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уго­ловную ответственность.

Всем административным правонарушениям присущи об­щие признаки', общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость деяния.

По своей социальной значимости действие либо бездей­ствие тогда является антиобщественным, когда оно пред­ставляет опасность для общества, государства, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняет вред инте­ресам граждан. Именно степень общественной опасности того или иного деяния является критерием подразделения всех пра­вонарушений на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Законодательство определяет, какое деяние и в какой степени является антиоб­щественным. Деяние, лишенное общественной опасности, не может квалифицироваться как административный проступок.


Юридическим выражением признака общественной опас­ности административного правонарушения является его про­тивоправность, которая заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отрас­лей права. Важно иметь в виду, что административной от­ветственностью обеспечивается соблюдение соответствующих норм права (административного, конституционного, граждан­ского, трудового, банковского и др.). Действие либо бездействие, не запрещенное нормами права, не является противоправным. Оно не может образовать административное правонарушение и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Однако противоправное деяние только тогда образует ад­министративное правонарушение, когда оно является винов­ным. Именно виновное нарушение служит основанием и необходимым условием привлечения к административной от­ветственности. Отсутствие вины (психического отношения лица к содеянному и его последствиям) исключает признание деяния административным правонарушением и, следователь­но, административную ответственность лица. Виновные про­тивоправные деяния могут быть совершены умышленно или по неосторожности.

Безусловным признаком административного правонаруше­ния является административная ответственность. Админист­ративным правонарушением признается лишь то общественное деяние, за совершение которого предусмотрена законом адми­нистративная ответственность.

Понятие административного правонарушения, приведен­ное в ст. 9 КоАП, отражает лишь общие социально-правовые признаки всех административных проступков. Вместе с тем каждый вид административных правонарушений имеет свои специфические признаки, которые содержатся в КоАП.

Некоторые виды административных правонарушений находят конкретизацию, более широкое отражение в других законодательных актах (например, административные та-.моженные правонарушения содержатся в ст. 224 Таможен­ного кодекса, нарушения в области использования и охраны вод закреплены в ст. 96 Водного кодекса, наруше­ния в области пользования недрами определяются ст. 53 Кодекса о недрах).


Совокупность установленных нормативными правовы­ми актами признаков (элементов), конкретизирующих, оп­ределяющих действие либо бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения (проступка).

Признаки состава административного правонарушения имеют практическое значение. Иногда при наличии всех при­знаков административного правонарушения может отсутство­вать состав административного правонарушения, что исключает административную ответственность. Признаками состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются те охраняемые правом, нормами отраслей права (администра­тивного, конституционного, трудового, финансового, земель­ного, экологического и др.) общественные отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии лица, запрещенном административным правом.

Субъектами административного правонарушения явля­ются физические и юридические лица.

Субъективную сторону административного правонару­шения характеризует психическое отношение субъекта к проти­воправному действию либо бездействию и его последствиям. Субъективная сторона при наличии других признаков состава правонарушения дает основание говорить о вине лица при совершении противоправного действия или бездействия и на­ступлении его вредных последствий.

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния (ст. 19 КоАП).

7 Зак 2388 193