Административно-правовой статус общественных объединений

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Конституции Республики Беларусь. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганиза­ции и ликвидации регулируется Законом от 4 октября 1994 г. в редакции от 19 июля 2005 г. «Об общественных объе­динениях», Гражданским кодексом Республики Беларусь, спе­циальными законами об отдельных видах общественных объе­динений - политических партиях, профессиональных союзах, благотворительных и т.п. организациях.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования - важнейший признак об­щественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также право вступать в такие объединения на условиях со-, блюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения мо­гут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.


Членами общественного объединения могут быть как фи­зические, так и юридические лица - общественные объедине­ния, чья заинтересованность в совместном решении задач дан­ного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество чле­нов общественного объединения в целях обеспечения их рав­ноправности как его членов.

Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на кон­кретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Основными видами общественных объединений являются политические партии; массовые движения; профессиональные союзы; женские, молодежные, ветеранские организации; орга­низации инвалидов; научные, технические и иные доброволь­ные общества, творческие союзы; землячества; ассоциации. К ним отнесены различные по целям, принципам организации, сферам функционирования и составу участников обществен­ные формирования.

В Законе от 4 октября 1994 г. названы многие виды общественных объединений, на которые не распространяется его действие. Их правовой статус регулируется иными зако­нодательными актами. Однако основные параметры правово­го статуса общественных объединений установлены данным законом.

Исходным в определении статуса общественных объеди­нений является запрет на создание объединений, преследую­щих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягаю­щей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Государство не регулирует деятельность общественных объединений и, как правило, внутриорганизационные отноше­ния в соответствии с их уставами. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безо­пасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников повышенной опасности).


Внешние и внутриорганизационные отношения обществен­ных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом. Но и в тех не­многих случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Форма взаи­модействия между ними - согласование либо участие в обсуж­дении решении вопросов.

Закон закрепляет право общественных объединений уча­ствовать в формировании органов государственной власти, участвовать в выработке их решений, представлять и защи­щать законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах.

Устав общественного объединения подлежит государ­ственной регистрации. По своему существу регистрация уста­ва является юридически значимым действием разрешительно­го характера.

За деятельностью общественных объединений осуществля­ется государственный контроль.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказа­лись нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами в администра­тивные органы.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объеди­нения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Конституция Республики Беларусь закрепляет право каж­дого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания инди­видуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим правовое положение таких объединений, является Закон от 17 декабря 1992 года в редакции от 31 октября 2002 г. «О свободе совести и религи­озных организациях»'.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 2. Ст. 18; НРПА. 2002. № 123. 2/886.


В Республике Беларусь религиозные объединения отделе­ны от государства. Это означает, что государство, хотя и оп­ределяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в за­конную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

Религиозные организации не могут вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах органов государствен­ной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятель­ность общественных объединений.


Глава 14