Компетенция органов государственного управления
В системе государственного управления особая роль принадлежит Президенту Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь - Глава государства.
• Президент не является главой исполнительной власти, однако ему принадлежит широкий круг полномочий как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан в обеспечении реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, политической и экономической стабильности. За ним сохраняется ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти (более подробно - см. раздел «Конституционное право»).
« Администрация Президента Республики Беларусь является конституционным органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики и идеологии, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь (более подробно - см. раздел «Конституционное право»).
« Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Срок полномочий Правительства 5 лет. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь - коллегиальный орган. В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума
Национальной академии наук Беларуси, министры, председатель Комитета государственной безопасности, председатели государственных комитетов пограничных войск, по авиации, таможенного комитета, председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Для оперативного решения вопросов, которые входят в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров.
Совет Министров как орган исполнительной власти призван осуществлять многообразные функции и наделен широкими полномочиями во всех сферах жизни государства (экономической, социально-экономической, административно-политической). Они закреплены в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь».
Исполнительная власть реализуется также посредством руководства Советом Министров системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления. Совет Министров в целях осуществления такого рода функций принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме подчиненными ему республиканскими органами государственного управления предоставленных им прав и полномочий; утверждает в установленном порядке положения о республиканских органах государственного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь, утверждает состав коллегий министерств и других республиканских органов государственного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; отменяет акты республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, если они противоречат Конституции Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, актам Президента, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь, не соответствуют общегосударственным интересам или не имеют достаточного финансового или юридического обоснования, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом Республики Беларусь.
Содержание, формы воздействия Совета Министров на подчиненные ему органы определяются в весьма общем виде.
Совет Министров руководит этими государственными органами, координирует, направляет и контролирует их работу.
Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» определяется необходимость в повышении статуса Министра как руководителя основной структуры в системе государственного отраслевого (функционального) управления, его роли в проведении государственной политики в соответствующей отрасли (сфере деятельности).
- Министерства, государственные комитеты, комитеты
при Совете Министров
В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:
- министерства Республики Беларусь;
- Комитет государственной безопасности, Государствен
ный военно-промышленный комитет, Государственный коми
тет пограничных войск, Государственный комитет по авиации,
Государственный комитет по науке и технологиям, Государ
ственный таможенный комитет;
- комитеты при Совете Министров Республики Беларусь:
по архивам и делопроизводству, по делам религий и нацио
нальностей, по земельным ресурсам, геодезии и картографии,
по материальным резервам, по стандартизации, метрологии и
сертификации, по ценным бумагам и др.
Министерство, Государственный комитет - республиканские органы государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Комитет при Совете Министров Республики Беларусь -республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.
Для министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров как подсистем государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности свойственны признаки, отличающие их от других государственных органов:
- они представляют собой республиканские (центральные)
органы исполнительной власти, распространяющие свои пол
номочия в целом на территорию Республики Беларусь;
- образуются Президентом Республики Беларусь;
- в своей деятельности подчиняются Совету Министров,
а министерства и государственные комитеты по отдельным
вопросам деятельности, предусмотренным законодательством,
могут подчиняться Президенту Республики Беларусь.
Наконец, республиканские органы государственного управления обладают специфическими признаками, позволяющими отличать их конкретную разновидность в зависимости от содержания. В юридической литературе (как и ранее) исходят из деления органов управления на отраслевые и функциональные.
» Надведомственные (межведомственные) органы государственного управления представляют по существу разновидность общего управления. Они призваны обеспечить проведение единой государственной политики в масштабах страны всеми находящимися в их подчинении государственными органами управления, учреждениями, предприятиями и другими субъектами (вне зависимости от форм и видов собственности) по реализации той или иной функции (планирование, материально-техническое снабжение, обеспечение научно-технического прогресса, организация и оплата труда и др.).
Межведомственные органы вправе осуществлять: регулирование, издавая в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми министерствами и другими субъектами; координацию их деятельности; оказание организационно-методической помощи; контроль за деятельностью государственных органов при осуществлении ими соответствующих функций.
Обеспечение межведомственного управления изначально осуществлялось государственными комитетами (исключение составляло лишь Министерство финансов). В настоящее время оно осуществляется, по существу, всеми республиканскими органами управления. Однако министерства стали основой его организационно-правовой формы.
* Можно выделить органы управления специальной деятельности (функции). К ним могут быть отнесены комитеты при Совете Министров: по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по ценным бумагам.
Структура министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров определяется Советом Министров. Он вправе создавать департаменты, в том числе призванные осуществлять специальные (исполнительные, контрольные и регулирующие) функции в определенных сферах ведения, отнесенные к компетенции соответствующего министерства. Однако департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
В систему государственных органов управления входят также объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Эти объединения (учреждения) рассматриваются в качестве хозяйствующих субъектов. В то же время они осуществляют управление, координацию в отношении входящих в их систему организаций (предприятий, учреждений).
Республиканские органы государственного управления наделены компетенцией: общей для всех их форм, особенной, характерной для их отдельных форм (видов), а также конкретной, которая свойственна для отдельного министерства, государственного комитета, комитета при Совете Министров.
Компетенция республиканских органов государственного управления зависит от содержания руководимой области деятельности. Расширение рыночных отношений, утверждение экономических методов управления повлекли сокращение функций и полномочий министерств по руководству промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями экономики.
Министерства, государственные комитеты несут ответственность за состояние дел в таких отраслях в «пределах их
компетенции». В то же время в сферах административно-политического строительства сохраняется централизованное управление.
Особенности компетенции каждого из республиканских органов государственного управления определяются индивидуальными положениями о них, а также иными законодательными актами.
Отрасли, сферы деятельности возглавляются министрами, председателями государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь.
* Местное управление - это форма организации и деятель
ности местных исполнительных и распорядительных органов
для решения вопросов местного значения исходя из общегосу
дарственных интересов и интересов населения, проживающе
го на соответствующей территории.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области (города Минска), района, города, поселка, сельского совета является исполнительный комитет, а на территории района в городе - местная районная администрация.
(Подробно система местного управления рассмотрена в гл. 11 учебника).
• Администрация организаций (предприятий и учрежде
ний) - это орган, осуществляющий непосредственное управ
ление этими субъектами. В ее состав включаются директор
(управляющий), его заместители, начальники управлений, от
делов, специалисты и др.
» Государственные служащие - субъекты административно-правовых отношений, в которые они вступают в результате занятия должности в государственном аппарате путем назначения, избрания или утверждения.
Государственные служащие служат государству, выполняют его волю, выраженную в предписаниях - законах и других нормативных правовых актах; проводят в жизнь государственную политику, реализуют на практике государственные функции, представляют государство в его многообразных взаимоотношениях, решают государственные задачи в экономической, социальной и административно-политической сферах.