IX. Контроль за осуществлением пассажирских перевозок

198. Для обеспечения правильного использования средств организаций железнодорожного транспорта и соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы перевозок на железнодорожном транспорте, организуется соответствующий контроль за:
наличием и действительностью у пассажиров проездных документов (билетов);
соблюдением пассажирами правил перевозок ручной клади;
правильностью гашения проездных документов (билетов) проводниками вагонов;
обеспечением надлежащего содержания вагонов и качеством обслуживания пассажиров со стороны поездной бригады
соблюдением пассажирами общественного порядка в поездах, на станциях (вокзалах) и выполнением ими, а также работниками железнодорожного транспорта положений Транспортного устава, Правил оказания услуг, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
организацией продажи проездных документов (билетов);
правильностью выдачи и оформления в кассах перевозочных и проездных документов (билетов);
работой железнодорожных камер хранения ручной клади и багажных отделений;
порядком учета свободных и освобождающихся мест в поездах и передачей сведений о таких местах;
правильностью пользования вагонами (служебными, почтовыми, бизнес-класса, арендованными и иными);
соблюдением порядка торговли на железнодорожном транспорте. Производя проверку, контролирующие лица, выявившие недостатки, принимают меры к их устранению.
199. Проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах. При отсутствии у пассажиров билетов к ним применяются правила, предусмотренные пунктом 201 настоящих Правила
200. Контроль, организуемый в соответствии с пунктом 198 настоящих Правил, осуществляется контролирующими лицами (контролерами-ревизорами поездов, ревизорами-инструкторами по контролю пассажирских поездов и вокзалов, работниками групп технологического контроля и технологическими ревизорами, начальниками (механиками-бригадирами) пассажирских поездов и другими контролирующими лицами, на которые нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен такой контроль).
201. Пассажир, обнаруженный при проверке в поезде без проездного документа (билета) или предъявивший проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указана фамилия, номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии пассажира, номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность пассажира, или предъявивший бесплатный или льготный проездной документ (билет) без соответствующих документов, подтверждающих право на пользование таким проездным документом (билетом), а также пассажир, обнаруженный в поезде дальнего и местного следования с билетом на поезд пригородного сообщения (за исключением случаев, установленных железной дорогой), считается безбилетным и должен уплатить штраф в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
Одновременно с уплатой штрафа с безбилетного пассажира, проезжающего в поездах дальнего и местного следования и пригородных поездах, контролирующими лицами взимается стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда.
При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему "Экспресс" также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).
Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.
202. Пассажир, обнаруженный в поезде дальнего или местного следования без проездного документа (билета), считается безбилетным, если по его вине не будет оформлен проезд в сроки, предусмотренные пунктом 30 настоящих Правил, и с него контролирующими лицами взыскивается штраф и взимается стоимость проезда. Если в указанные сроки проезд не будет оформлен по вине начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, то штраф за безбилетный проезд с пассажира не взыскивается.
203. Пассажир, совершивший ошибочно посадку в поезд не того направления, которое указано в имеющемся у него проездном документе (билете) или в поезд ранее срока, указанного в проездном документе (билете), должен покинуть поезд на ближайшей станции, за исключением станций, находящихся вдали от населенных пунктов. Штраф с пассажира в указанных в настоящем пункте случаях контролирующими лицами не взыскивается.
204. В случае предъявления пассажиром проездного документа (билета), вызывающего сомнение в его действительности (в том числе со сбоем нумерации), контролирующее лицо составляет акт в двух экземплярах. В акте указываются: размер уплаченной пассажиром суммы, пункт приобретения проездного документа (билета), фамилия, имя, отчество пассажира и место его жительства. Проездной документ (билет) как дефектный с актом пересылается на железную дорогу, на станции которой оформлен проездной документ (билет), для проведения служебного расследования. Пассажир в этом случае следует до станции назначения с первым экземпляром акта, который заменяет ему проездной документ (билет).
205. Проездной документ (билет), выданный с использованием автоматизированной системы "Экспресс" с информацией, нанесенной вручную или другим способом, кроме случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, а также проездной документ (билет), оформленный по ручной технологии, без компостера, без указания станции назначения, с неверными названиями станций и другими нарушениями в оформлении, допущенными работниками железнодорожного транспорта, признается дефектным и отбирается у пассажира.
Если дефектный проездной документ (билет) обнаружен в пути следования, то дальнейший проезд пассажира оформляется согласно пункту 201 настоящих Правил.
206. При проезде без детских проездных документов (билетов) в поездах дальнего или местного следования детей в возрасте от 5 до 10 лет или двух и более детей в возрасте до 5 лет при одном взрослом пассажире с такого пассажира контролирующими лицами взыскивается штраф за безбилетный проезд в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
На дальнейший путь пассажир приобретает детские проездные документы (билеты) в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
207. При проезде по детскому проездному документу (билету) пассажира в возрасте старше 10 лет с такого пассажира контролирующими лицами взыскивается штраф, как за безбилетный проезд в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, он уплачивает разницу между стоимостью полного и детского проездного документа (билета) от станции первоначального отправления до станции назначения.
Дети, следующие без сопровождения взрослых и оказавшиеся без проездных документов (билетов), должны быть переданы поездной бригадой или контролирующими лицами на ближайшей станции дежурному транспортной милиции.
208. При возникновении сомнения относительно возраста детей, провозимых бесплатно или по детским проездным документам (билетам), контролирующие лица вправе потребовать предъявления соответствующих документов, подтверждающих возраст ребенка (например, свидетельство о рождении, запись в паспорте родителей и т.д.), а при наличии льготного проездного документа (билета), оформленного школьнику старше 14 лет, - справки из общеобразовательного учебного заведения.
Если во время первой проверки проездных документов (билетов) у контролирующих лиц не возникло такого сомнения, то при последующих проверках контролирующие лица не вправе поднимать указанный вопрос.
209. Контролирующие лица при обнаружении провоза пассажиром ручной клади сверх установленной нормы взыскивают с такого пассажира штраф и провозную плату за весь путь следования (от начальной станции) по тарифу багажа.
210. При обнаружении у пассажира излишней ручной клади контролирующие лица должны составить акт на проводника вагона, допустившего в вагон пассажира с ручной кладью сверх установленной нормы без соответствующей оплаты. Акт направляется по месту работы проводника вагона.

 

ВОИНСКИЕ БИЛЕТЫ.

Воинскими пассажирами считаются лица оформившие проезд по воинским перевозочным документам или получившие билеты за наличный расчет, но имеющие предписания или отпускные билеты Мин. обороны, а также члены их семей , записанные в эти документы.

К воинским перевозочным документам , обмениваемым на билет . относятся:

Требования формы 1. требования 3, плацкартный талон , багажный талон.Воинские перевозочные документы действительны в течении трех месяцев со дня выдачи. В обмен на воинские требования в кассе оформляют воинские билеты для проезда по установленным ж.д. маршрутам. В воинском биле указывают данные о станциях и дорогах отправления и назначения, маршруте следования, роде вагона и категории поезда, количестве воинских пассажиров( взрослых и детей раздельно), серии и номере требования, на основании которого выдан билет. На получение места в вагоне с нумерованными местами в обмен на плацкартный талон выдают плацкарту. Срок годности воинского билета в прямом сообщении 30 суток, в местном 10 суток.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПРОВОДНИКУ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

1. Общие положения.

Инструкция определяет основные обязанности , права и ответственность проводников в пунктах формирования, оборота, в пути следования при подготовке вагонов в рейс.

На работу проводником пассажирского вагона принимаются лица достигшие 18 лет, прошедшие учебную подготовку по установленной программе, прошедшие медицинскую комиссию .

Проводники обязаны знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования, вентиляции, установок кондиционирования воздуха, кипятильников и других устройств вагона, а также обеспечивать сохранность внутреннего оборудования и инвентаря.

Проводник при исполнении своих обязанностей должен руководствоваться требованиями: настоящей Инструкции

Ф.З. «Транспортный устав ж.д.Р.Ф.»

ПТЭ

ИСИ

Положение о дисциплине.

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров . багажа и грузобагажа на ж.д. транспорте.

Правил пожарной безопасности.

Инструкций по техническому обслуживанию

Санитарные правила.

И другие нормативные акты.

Проводник должен знать все виды проездных документов, документы на право ревизии. Расположение ж.д. станции на обслуживаемом направлении.

С момента выхода на работу проводники вагонов подчиняются начальнику пассажирского поезда, а по вопросам эксплуатации оборудования также поездному электромеханику.

Проводник должен требовать от пассажиров соблюдения правил проезда, быть вежливым и внимательным, не допускать возникновения с пассажирами конфликтных ситуаций.

 

2.Обязанности проводника при подготовке поезда в рейс

Перед отправлением в рейс проводник обязан прибыть к месту работы в установленное время в форменной одежде, имея при себе:

Удостоверение личности;

Удостоверение на право обслуживания эл. установок:

Удостоверение о проверке знаний ПТЭ:

Санитарную книжку проводника

При приемке вагона проводник обязан проверить исправность всего вагонного оборудования, наличие журнала ремонта, наличие носилок, аптечек , наличие средств пожаротушения и сроки их годности, наличие съемного оборудования вагона, наличие уборочного инвентаря.При приемке вагона проводник вагона с ПЭМом должен проверить работу потребителей электроэнергии, отсутствие утечек на корпус вагона, исправность СКНБ. УПС, исправность хвостовых сигнальных фонарей. Обо всех выявленных недостатках проводник обязан доложить ЛНП или ПЭМу.

После приемки проводник должен получить предметы чайной торговли.

С обеих сторон вагона проводник обязан навесить маршрутные доски, а с внутренней стороны вагона таблички с порядковыми номерами согласно схеме формирования.

Во время посадки проводник обязан:

Находится снаружи вагона и проверять у пассажиров билеты. Билеты пассажиров спальных вагонов собираются после отправления поезда.

Предупреждать пассажиров о том чтобы они не забыли свои билеты у провожающих, а за 5 минут до отправления предупреждать об отправлении поезда.

Проводник имеет право взять с собой и провозить бесплатно вещи массой до 50 кг.

 

 

3. Обязанности проводника в пути следования.

В пути следования проводник обязан:

Закрепить на двери служебного купе табличку с фамилией дежурного проводника:

Поддерживать постоянную чистоту и комфортную температуру воздуха:

Следить за состоянием внутреннего оборудования и правильным положением межвагонных переходных площадок. Не менее 2 раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалетах по мере необходимости, но не менее 4 раз в сутки с обязательной обмывкой полов. Не менее 3 раз в сутки с 8 до 10, с15 до 17 и с 20 до 22 часов по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и вагонах СВ---- в любое время. Поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе – охлажденной воды. В вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей, по желанию пассажиров и при наличии возможности заменить в пути следования постельное белье за дополнительную плату, доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам с малолетними детьми. Убирать постельное белье после высадки пассажиров, в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 минут до прибытия. Вести учет расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4 и наличия свободных и освобождаемых мест. При приемке-сдаче смены проверить наличие в папке билетов, соответствие их занятым пассажирами местам, расход белья и делать соответствующие отметки в бланках ЛУ-72. Строго соблюдать требования к санитарным зонам, закрывая при проезде через них туалеты.

Мусор в вагоне должен собираться в специальном контейнере, а затем сжигать в топке котла вагона или удалятся из вагона в предусмотренные для этого места на ж. д. станциях: выбрасывать мусор и золу на пути запрещается.

В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, а также порчи инвентаря по вине пассажиров проводник должен доложить об этом начальнику поезда, который взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате РС-97.

Во время движения поезда торцевые двери тамбуров по концам вагонов должны быть закрыты на внутренние запоры и на замок под специальный ключ. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок-секретку, замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок и замок под трехгранный ключ.

За 30 минут до прибытия на станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров.

После полной остановки поезда на станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего тамбура со стороны посадочной платформы, поднять и зафиксировать откидную площадку, протереть поручни, приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке поезда менее 5 минут проводник должен открыть дверь и. находясь в тамбуре рекомендовать пассажирам не выходить из вагона, ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПОЕЗДА проводник должен закрыть дверь, проводники хвостового, штабного вагонов провожают станцию до конца посадочной платформы.

При стоянке поезда более10 минут проводник обязан проверить и осмотреть подвагонное оборудование, тормозную и рычажную передачу, в зимнее время удалить лед, а также очистить дефлектора АКБ от снега и льда.

На линейных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с проездными документами на данный поезд независимо от того, в какие вагоны выданы билеты. Не следует производить посадку пассажиров на ходу поезда.

При получении от пассажиров билетов после посадки в вагон проводник должен погасить их , надорвав билет, не нарушая компостерных знаков. Не гасятся билеты транзитных пассажиров, которым предстоит пересадка не другой поезд, и пассажирам. Желающим сделать остановку в пути следования.

В вагонах со спальными местами билеты хранятся до конца поездки в специальной папке у проводника, который несет ответственность за их сохранность.

Транзитным пассажирам билеты возвращаются за 30 минут до прибытия на конечный пункт. Служебные железнодорожные билеты всех форм хранятся у пассажиров.

При необходимости пропуска через тамбур пассажиров других поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию проводник должен открыть обе боковые двери рабочего тамбура. Поднять откидные площадки и следить за проходом пассажиров.

Если проводник обнаружил , что пассажир отстал от поезда, он должен заявить об этом начальнику поезда, составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади.

При отцепке вагона проводник должен информировать пассажиров о предстоящем размещении в других вагонах.

Порядок дежурства проводников определяется графиком. График работы составляется с расчетом обеспечения постоянного дежурства одного проводника в каждом вагоне.

При выявлении больного или подозрение на заболевание, при неожиданных родах проводник должен сообщить об этом начальнику поезда. Заболевший пассажир или роженица могут быть высажены на ближайшей станции, где имеется медпункт. При этом составляется акт.

При выявлении больного острыми кишечными и пищевыми инфекционными заболеваниями проводник обязан:

Немедленно информировать начальника поезда:

До прибытия медработников изолировать больного в купе

Ревизия в поезде может производится только в присутствии начальника поезда или лица, его заменяющего. При ревизии в вагоне проводник обязан обеспечить доступ ревизоров в служебные купе и другие помещения вагона, не причиняя

при этом неудобства пассажирам, в спальных вагонах предъявить ревизующим папку с билетами, в общих вагонах сопровождать ревизоров по вагону, предъявлять документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест, давать необходимые пояснения по возникающим в процессе ревизий вопросам. В случае обнаружения провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования белья дать письменное объяснение.

Проводник обязан контролировать выполнение пассажирами требований пожарной безопасности, не допускать использование пассажирами открытого огня, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ, подключения электрических приборов ( кроме эл. бритв), контролировать показания эл. измерительных приборов, СКНБ, УПС и другого оборудования.

Проводнику запрещается самостоятельно ремонтировать и регулировать электрическое оборудование.

Для обеспечения безопасного следования поезда проводник вагона обязан: при замыкании на корпус отключить все потребители электроэнергии и вызвать ПЭМа, при возникновении неисправности в вагоне угрожающей жизни людей или безопасности движения немедленно остановить поезд стоп-краном и вызвать по цепочке ПЭМа или ЛНП.

При экстренном торможении поезда на перегоне проводник обязан выяснить причину остановки поезда путем осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, если выявлена неисправность срочно вызвать начальника поезда или ПЭМа.