Управления, их административно-правовой статус,

Понятие органов государственного

классификация

Под органом государственного управления (исполнительной власти) следует понимать политическую организацию (учреждение).

Эти органы призваны практически обеспечить повседнев­ное руководство в сфере хозяйственной, социально-культур­ной и административно-политической деятельности.

Каждый из органов управления (исполнительной власти) обладает соответствующей компетенцией, т.е. наделен пра­вами и призван выполнять обязанности для выполнения возло­женных на него задач и функций.

В самом государственном органе выделяются относитель­но обособленные структурные подразделения - департамен­ты, главные управления, управления, отделы.

Органы государственного управления (исполнительной власти) осуществляют свою деятельность на основе и во ис­полнение закона, т.е. их деятельность подзаконна. В то же время эти органы относительно самостоятельны, действуют в пределах своей компетенции. Они призваны осуществлять ис­полнительную и распорядительную деятельность, реализовы­вать задачи и функции исполнительной власти.

Органы государственного управления как часть государ­ственного аппарата наделяются государственно-властными полномочиями, выступают от имени государства. Они вправе издавать от имени государства юридические акты, которые яв­ляются обязательными для исполнения теми субъектами, кому адресованы эти акты, принимать меры по их реализации, в том числе различные методы - убеждения, стимулирования, при­нуждения.


Орган исполнительной власти представляет собой обособ­ленное звено (структуру) государственного аппарата, которое от имени государства в пределах своей компетенции осуще­ствляет исполнительную (исполнительно-распорядительную) деятельность в процессе повседневного, оперативного управ­ления (руководства) хозяйственной, социально-культурной, административно-политической деятельностью.

Органы государственного управления - субъекты испол­нительной власти и иные государственные структуры (звенья), призванные осуществлять государственно-управленческую деятельность.

В своей деятельности органы управления подчиняются вышестоящему исполнительно-распорядительному органу и соответствующему представительному органу: Совет Мини­стров ответственен перед Парламентом - Национальным со­бранием, местные исполнительные и распорядительные органы подконтрольны соответствующим Советам в пределах их ком­петенции.

« По правовым основаниям образования органов государ­ственного управления можно выделить:

- органы исполнительной власти, создание которых пре­
дусмотрено Конституцией - Совет Министров Республики Бе­
ларусь и местные исполнительные и распорядительные органы
(исполнительные комитеты области (города Минска), города,
района, поселка и сельсовета);

- образуемые в соответствии с текущим законодатель­
ством (министерства, государственные комитеты, комитеты
при Совете Министров и другие органы государственного уп­
равления).

» В зависимости от территории деятельности выделяют­ся: центральный орган, республиканские и местные органы го­сударственного управления (органы исполнительной власти).

Республиканские органы государственного управления (исполнительной власти) распространяют свою деятельность на всю территорию государства.

Центральным органом государственного управления яв­ляется Совет Министров Республики Беларусь, к республи-


капским органам относятся министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров.

Местные органы государственного управления (исполни­тельной власти) действуют в пределах соответствующей адми­нистративно-территориальной единицы (области, города, района, поселка, сельского совета). К ним относятся: област­ные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местная администрация районов в городе, исполкомы посел­ковых и сельских Советов, управления (комитеты) и отделы исполкомов. Кроме того, создаются местные территориальные органы республиканских органов государственного управле­ния (отделения железной дороги, речные пароходства и др.).

» По объему и характеру компетенции органы государ­ственного управления (исполнительной власти) подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

Органы управления общей компетенции - Правительство (Совет Министров), областные, Минский городской, город­ские, районные исполкомы, местная администрация районов в городе - объединяют и направляют соответственно деятель­ность министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров или соответственно комитетов, управ­лений и отделов исполкомов (администрации). Они обладают необходимым объемом государственно-властных полномочий для обеспечения единства, согласованности работы отдель­ных звеньев государственного аппарата управления.

Органы подведомственного управления (исполнительной власти) призваны координировать, контролировать и регули­ровать деятельность отраслевых и иных органов управления по специальным вопросам в пределах их компетенции. К ним относятся: министерства экономики, финансов, статистики и анализа и др.; Государственный комитет по науке и технологи­ям, Государственный военно-промышленный комитет; Комитет по материальным резервам, Комитет по стандартизации, метро­логии и сертификации при Совете Министров и др., а равно аналогичные управления (комитеты и отделы) исполкомов.

Органы отраслевого управления осуществляют руковод­ство отдельными отраслями государственного управления


и координируют деятельность других отраслевых и межотрас­левых органов. Это - министерства архитектуры и строитель­ства, лесного хозяйства, образования, здравоохранения, промышленности и связи и др.; Государственный комитет по авиации, а также соответствующие комитеты, управления и отделы областных, городских, районных исполкомов.

Органы государственного управления специальной компе­тенции осуществляют специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в установленных сферах ведения. К ним можно отнести Комитет по ценным бумагам, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.

« По порядку разрешения подведомственных вопросов

органы государственного управления (исполнительной влас­ти) делятся на коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы государственного управления (испол­нительной власти) возглавляются коллегией лиц. На коллегии принимаются решения по важнейшим вопросам компетенции органа большинством голосов членов коллегии. Текущие, второстепенные вопросы могут решаться единолично предсе­дателем, его заместителем или другим членом коллегии. К коллегиальным органам государственного управления от­носятся: Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, районные исполнительные комитеты, исполкомы поселковых, сельских Советов депутатов.

Единоначальные органы управления возглавляются одним лицом - руководителем. Ему принадлежит право принимать окончательное решение по всем вопросам, составляющим ком­петенцию государственного органа. Единоначальными орга­нами управления являются министерства, государственные комитеты, Комитеты при Совете Министров Республики Бела­русь, комитеты, управления (комитеты) и отделы исполкомов.

* В зависимости от источников финансирования госу­дарственные органы управления классифицируются на бюд­жетные и хозрасчетные.

Бюджетные органы государственного управления финан­сируются из республиканского бюджета, хозрасчетные - за счет отчислений от прибыли предприятий, организаций.