ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Права
Граждане как субъекты административного
Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет подсистему, конкретную разновидность их общего правового статуса.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего характером и объемом административной правосубъектности, которая включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и 18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении 16-летнего возраста возникает право на получение паспорта, лицо может быть привлечено к административ-
ной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18-летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспособных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами (опеки, лечебными и детскими учреждениями, исполкомами местных Советов).
Административно-правовые нормы устанавливают, а на их основе возникают административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права:
- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им
прав и выполнением возложенных на них обязанностей в сфере
управления;
- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им по
закону прав (на охрану здоровья, на образование, на социаль
ное обеспечение и т.п.);
- в связи с выполнением гражданами обязанностей (воин
ской, охраны окружающей среды, соблюдением правил безо
пасности, санитарно-противоэпидемических и др.);
- в связи с нарушением органами государственного уп
равления, местного самоуправления и их должностными лица
ми прав и законных интересов граждан (например, права
направлять жалобы и отношения по их разрешению); защиты
прав и законных интересов граждан;
- при нарушении (невыполнении) гражданами администра
тивно-правовых обязанностей (ответственность за админист
ративные правонарушения).
Административные права и обязанности граждан являются производными от конституционных прав и обязанностей. Конституция представляет собой правовую основу норм административного права, которые призваны обеспечить реализацию конституционных прав и обязанностей граждан. Это осуществляется посредством издания законов, декретов, указов Президента, постановлений Правительства и других подзаконных правовых актов. Административно-правовые нормы конкретизируют конституционные права и обязанности, закрепляют порядок и механизм, организационно-правовые гарантии их реализации.
Глава 13