ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Права

Граждане как субъекты административного

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет подсистему, конкретную разновидность их общего правового статуса.

Административно-правовое положение граждан опреде­ляется прежде всего характером и объемом административ­ной правосубъектности, которая включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина воз­никает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (непол­ная дееспособность) и 18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении 16-летнего возраста возникает право на получе­ние паспорта, лицо может быть привлечено к административ-


ной ответственности. Право на поступление на военную служ­бу наступает по достижении 18-летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособно­стью. Права и обязанности недееспособных граждан реализу­ются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами (опеки, лечебными и детскими учреждениями, исполкомами местных Советов).

Административно-правовые нормы устанавливают, а на их основе возникают административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права:

- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им
прав и выполнением возложенных на них обязанностей в сфере
управления;

- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им по
закону прав (на охрану здоровья, на образование, на социаль­
ное обеспечение и т.п.);

- в связи с выполнением гражданами обязанностей (воин­
ской, охраны окружающей среды, соблюдением правил безо­
пасности, санитарно-противоэпидемических и др.);

- в связи с нарушением органами государственного уп­
равления, местного самоуправления и их должностными лица­
ми прав и законных интересов граждан (например, права
направлять жалобы и отношения по их разрешению); защиты
прав и законных интересов граждан;

- при нарушении (невыполнении) гражданами администра­
тивно-правовых обязанностей (ответственность за админист­
ративные правонарушения).

Административные права и обязанности граждан являют­ся производными от конституционных прав и обязанностей. Конституция представляет собой правовую основу норм адми­нистративного права, которые призваны обеспечить реализа­цию конституционных прав и обязанностей граждан. Это осуществляется посредством издания законов, декретов, ука­зов Президента, постановлений Правительства и других под­законных правовых актов. Административно-правовые нормы конкретизируют конституционные права и обязанности, зак­репляют порядок и механизм, организационно-правовые га­рантии их реализации.


Глава 13