Административно-правовые отношения характеризуются рядом отличительных черт.

Административно-правовые отношения как разновид­ность государственно-публичных по характеру взаимосвязей между субъектами являются отношениями власти - подчине­ния, а по форме взаимосвязей - «вертикальными»: нижестоя­щий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В этой связи административно-правовые от­ношения характеризуются неравенством сторон.

Нельзя рассматривать административно-правовые отно­шения исключительно как властеотношения. Даже между го-


сударственнымц органами (министерствами, исполкомами) в процессе исполнительной и распорядительной, управленчес­кой деятельности возникают отношения, основанные на со­гласовании их деятельности (например, издание приказов, проведение совместных мероприятий).

В административно-правовых нормах (прямо или косвен­но) выражается воля и интерес государства. В связи с этим одной из сторон административно-правовых отношений явля­ется государственный орган либо общественная организация, призванные осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства.

Административно-правовые отношения не могут возник­нуть между гражданами. Если гражданин требует должного поведения от другого гражданина в жилище или обществен­ных местах, то административно-правовые отношения возни­кают между нарушителем общественного порядка и уполномоченным государством органом или общественной организацией, которые имеют право составить акт (протокол) и привлечь правонарушителя к ответственности.

Административно-правовые отношения по своей сущнос­ти являются организационными. В процессе их реализуются функции исполнительной власти, осуществляется руководство экономической, хозяйственной, социально-культурной и адми­нистративно-политической сферами деятельности.

Споры между сторонами административно-правовых от­ношений обычно разрешаются в административном порядке. В то же время законом предусматривается и судебный порядок разрешения некоторых споров (обжалование гражданами не­законных действий должностных лиц). В соответствии со ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и сво­бод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Возникновение конкретного правоотношения между субъек­тами права обусловливается определенными событиями или действиями, которые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия (правомерные или неправомерные) на­зываются юридическими фактами.

Юридическими фактами являются такие события, как рож­дение, смерть человека. В связи с достижением 16-летнего


возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта. При получении паспорта лицо вступает в админист­ративное правоотношение с органом паспортной системы. К событиям относятся также стихийные бедствия (землетрясе­ния, наводнения, эпизоотии, эпидемии, пожары и т.п.).

Административно-правовые отношения возникают в связи с действиями отдельных граждан, а также должностных лиц (обращение гражданина с заявлением, жалобой и т.п.).

К неправомерным действиям относятся правонарушения, в том числе административные и дисциплинарные.

Совершение правонарушения - основание для возникно-. вения правоотношения между правонарушителем и государ­ственным органом, а равно для применения норм материально­го и процессуального права.

Правовой акт (нормативный, индивидуальный) является наиболее распространенным юридическим фактом, с которым связываются возникновение, изменение или прекращение ад­министративных правоотношений.