Административно-правовые отношения

Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами права общественные отношения, складываю­щиеся в сфере управления, исполнительной (и распоря­дительной) деятельности.


Административно-правовые отношения возникают в ре­зультате применения и действия административно-правовой нормы. Они обладают общими для всех правовых отношений чертами и в то же время только им присущими особенностями. Административно-правовые отношения складываются в сфере исполнительной деятельности, управления, т.е. в процессе повседневной деятельности по управлению (руководству) хозяйственной, социально-культурной и административно-по­литической сферами, а равно осуществления иной управлен­ческой деятельности.

Административно-правовые отношения, как и другие от­ношения, включают: объекты, субъекты, их права и обязанно­сти, а также юридические факты.

» Объект — это общественные отношения, поведение субъектов, по поводу чего возникают правоотношения.

Общим объектом административного права является уп­равленческая сфера, непосредственным объектом - взаимо­связи субъектов применительно к осуществлению конкретного вопроса, поведению субъектов.

» Субъектом административно-правовых отношений яв­ляются носители прав и обязанностей, а именно:

- граждане Республики Беларусь;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- государственные органы, администрация предприятий,
учреждений, объединений и иных государственных органи­
заций;

- служащие государственных органов и объединений;

- общественные объединения, их представители, наделен­
ные административными обязанностями и правами.

Субъекты административно-правовых отношений наделя­ются определенными правами и обязанностями. Они обладают административной правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность — это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере госу­дарственного управления, исполнительной (и распоря­дительной) деятельности.


Полномочия (права и обязанности) государственного орга­на управления определяются местом и ролью его в системе го­сударственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совета Министров - в законе о нем, министерства -в положении о конкретном министерстве).

Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемыми законом, декретом Президента или другими правовыми актами.

Административная правоспособность предприятий, орга­низаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.

От административной правоспособности неотделима дее­способность - возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и при­нимать на себя обязательства в сфере управления, исполнитель­ной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта ад­министративной правоспособности.

Для государственных органов, администрации предприя­тий, учреждений и организаций, общественных объединений как субъектов административно-правового отношения харак­терно совпадение административной право- и дееспособнос­ти. Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, как правило, с момента их образо­вания либо, когда этого требует закон, - с момента регистра­ции (в отношении предприятий, организаций).