Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.
Административно-правовые отношения возникают в результате применения и действия административно-правовой нормы. Они обладают общими для всех правовых отношений чертами и в то же время только им присущими особенностями. Административно-правовые отношения складываются в сфере исполнительной деятельности, управления, т.е. в процессе повседневной деятельности по управлению (руководству) хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами, а равно осуществления иной управленческой деятельности.
Административно-правовые отношения, как и другие отношения, включают: объекты, субъекты, их права и обязанности, а также юридические факты.
» Объект — это общественные отношения, поведение субъектов, по поводу чего возникают правоотношения.
Общим объектом административного права является управленческая сфера, непосредственным объектом - взаимосвязи субъектов применительно к осуществлению конкретного вопроса, поведению субъектов.
» Субъектом административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно:
- граждане Республики Беларусь;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, администрация предприятий,
учреждений, объединений и иных государственных органи
заций;
- служащие государственных органов и объединений;
- общественные объединения, их представители, наделен
ные административными обязанностями и правами.
Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административной правоспособностью и дееспособностью.
Административная правоспособность — это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.
Полномочия (права и обязанности) государственного органа управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совета Министров - в законе о нем, министерства -в положении о конкретном министерстве).
Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемыми законом, декретом Президента или другими правовыми актами.
Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.
От административной правоспособности неотделима дееспособность - возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности.
Для государственных органов, администрации предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений как субъектов административно-правового отношения характерно совпадение административной право- и дееспособности. Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, как правило, с момента их образования либо, когда этого требует закон, - с момента регистрации (в отношении предприятий, организаций).